» Арт » “Искушение святого Антония” Босха. Самые яркие монстры картины

“Искушение святого Антония” Босха. Самые яркие монстры картины

На фрагменте – самая центральная сцена искушения святого Антония. Он окружён алхимиками и бесами. Все они пытаются его соблазнить теми волшебными дарами, которые якобы может создать алхимия. Философский камень, элексир молодости или вечной жизни. Но святой непреклонен. Он отрешенно смотрит на зрителя. Ему нет дела до всех этих соблазнов.

О триптихе читайте в статье “Путеводитель по картине Босха “Искушение святого Антония”.

сайта “Дневник живописи. В каждой картине – история, судьба, тайна”.

» data-medium-file=»https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/10/IMG_1615.jpg?fit=595%2C426&ssl=1″ data-large-file=»https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/10/IMG_1615.jpg?fit=900%2C645&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-4472 size-full aligncenter» title=»“Искушение святого Антония” Босха. Самые яркие монстры картины» src=»https://i2.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/10/IMG_1615.jpg?resize=900%2C645″ alt=»“Искушение святого Антония” Босха. Самые яркие монстры картины» width=»900″ height=»645″ sizes=»(max-width: 900px) 100vw, 900px» data-recalc-dims=»1″/>

Джордж Лукас говорил, что фантазиями Босха навеяны его образы пришельцев в “Звездных войнах”. Не удивительно. Пожалуй, самые оригинальные, любопытные, невероятные монстры созданы именно Босхом.

Особенно много их на картине “Искушение святого Антония”. В прошлой статье я рассказала об общем смысле картины.  Теперь пришло время рассмотреть детали. Ведь когда видишь всех этих невообразимых существ, сразу хочется понять “Что означают все эти создания?”

Картина “Искушение святого Антония” Босха как всегда перенасыщена деталями. Считается, что в изображении разнообразной нечисти именно в этом триптихе мастер превзошёл самого себя. Только каких нелепых существ здесь не встретишь. И ощипанный гусь с головой овцы в башмаках. И великан, вросший в холм. Между ног которого – вход в питейное заведение. И летающие рыбы. И много-много других невообразимых созданий. А где же среди них святой Антоний?

Ищите его с помощью “Путеводителя по картине “Искушение святого Антония”.

А о самых интересных гибридах читайте в продолжении “Самые яркие монстры “Искушения святого Антония”.

сайта “Дневник живописи. В каждой картине – история, судьба, тайна”.

» data-medium-file=»https://i1.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/10/IMG_1595.jpg?fit=595%2C342&ssl=1″ data-large-file=»https://i1.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/10/IMG_1595.jpg?fit=900%2C517&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-4466 size-full» title=»“Искушение святого Антония” Босха. Самые яркие монстры картины» src=»https://i0.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/10/IMG_1595.jpg?resize=900%2C517″ alt=»“Искушение святого Антония” Босха. Самые яркие монстры картины» width=»900″ height=»517″ sizes=»(max-width: 900px) 100vw, 900px» data-recalc-dims=»1″/>

Иероним Босх. Искушение святого Антония. 1500 г. Национальный музей старого искусства в Лиссабоне, Португалия

Однако все образы Босха пока никому расшифровать не удалось. Ведь некоторые из них взяты из народных пословиц. Другие – из символов алхимиков. Третьи – из символов масонов. А какие-то созданы с одной лишь целью – напугать своим страшным видом грешников. И вы просто голову сломаете, чтобы все это разгадать. Но я все же попытаюсь.

1. Монстр с воронкой

Этот монстр – один из самых узнаваемых образов Босха. Но что означает эта воронка на его голове? И почему он на коньках?

Ответы ищите в статье “Самые яркие монстры Босха”.

сайта “Дневник живописи. В каждой картине – история, судьба, тайна”.

» data-medium-file=»https://i2.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/10/IMG_1611.jpg?fit=595%2C849&ssl=1″ data-large-file=»https://i2.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/10/IMG_1611.jpg?fit=744%2C1062&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-4469″ title=»“Искушение святого Антония” Босха. Самые яркие монстры картины» src=»https://i1.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/10/IMG_1611.jpg?resize=480%2C685″ alt=»“Искушение святого Антония” Босха. Самые яркие монстры картины» width=»480″ height=»685″ sizes=»(max-width: 480px) 100vw, 480px» data-recalc-dims=»1″/>

Иероним Босх. Искушение святого Антония. Фрагмент левой створки триптиха. 1500 г. Национальный музей старого искусства в Лиссабоне, Португалия

Один из самых известных монстров Босха. Горбун-карлик без рук. На коньках. С воронкой на голове, из которой торчит сухая ветка. Большие длинные уши. Длинный кривой клюв. В клюве письмо со словом “Жирно”.

Я больше склоняюсь к версии, что этот монстр создан Босхом для осуждения нечистоплотных церковников. А именно тех, которые продавали для собственной наживы индульгенции (грамоты, обладание которыми якобы отменяло кару за грехи).

Причём Босх смело приравнивает их к мошенникам. Воронку вместо шляпы Босх уже однажды использовал для обозначения шарлатана. На картине “Извлечение камня глупости”. Ведь такое лже-врачевание – это и есть чистой воды мошенничество.

Воронка на голове – один из немногих расшифрованных символов Босха. Она обозначает шарлатанство. Ведь именно шарлатаном и является тот, кто извлекает камень глупости. Кстати, если приглядеться, вместо камня в ране несчастного видны цветы.

А воронка также фигурирует на одном из самых известных монстров Босха. О нем читайте в статье “Самые яркие монстры Босха”.

сайта “Дневник живописи. В каждой картине – история, судьба, тайна”.

» data-medium-file=»https://i1.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/10/IMG_1681.png?fit=595%2C589&ssl=1″ data-large-file=»https://i1.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/10/IMG_1681.png?fit=600%2C594&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-4609 size-full» title=»“Искушение святого Антония” Босха. Самые яркие монстры картины» src=»https://i1.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/10/IMG_1681.png?resize=600%2C594″ alt=»“Искушение святого Антония” Босха. Самые яркие монстры картины» width=»600″ height=»594″ sizes=»(max-width: 600px) 100vw, 600px» data-recalc-dims=»1″/>

Иероним Босх. Извлечение камня глупости. Фрагмент. 1475-1480 гг. Музей Прадо, Мадрид

Коньки означают “пойти по скользкому пути”. Недаром у Босха часть грешников и бесов в Аду на картине “Сад земных наслаждений” катаются на коньках. Именно таким он и видит путь тех, кто продаёт индульгенции ради личной выгоды.

У Босха часть грешников и монстров катаются на коньках. Возможно, это означает скользкий путь неправедной жизни. Кстати, сами коньки были довольно распространённой забавой современников художника. Они изображены такими, какими и пользовались люди в реальной жизни.

О символах картин Босха читайте в статье “Путеводитель по картине Босха”.

сайта “Дневник живописи. В каждой картине – история, судьба, тайна”.

» data-medium-file=»https://i2.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/10/IMG_1683.jpg?fit=595%2C481&ssl=1″ data-large-file=»https://i2.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/10/IMG_1683.jpg?fit=629%2C509&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-4611 size-full» title=»“Искушение святого Антония” Босха. Самые яркие монстры картины» src=»https://i0.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/10/IMG_1683.jpg?resize=629%2C509″ alt=»“Искушение святого Антония” Босха. Самые яркие монстры картины» width=»629″ height=»509″ sizes=»(max-width: 629px) 100vw, 629px» data-recalc-dims=»1″/>

Иероним Босх. Сад земных наслаждений. Фрагмент правой створки триптиха. 1505-1510 гг. Музей Прадо, Мадрид

2. Человек полудерево-полурыба

Изображённый монстр — злая пародия на алхимика. Алхимики проводили свои опыты двумя способами. Мокрым и сухим. Верхняя часть человека в виде сухого дерева — аллегория сухого способа. Нижняя часть в виде хвоста рыбы — мокрого пути. Но почему в руках он держит младенца?

Ответ ищите в статье “Искушение святого Антония” Босха. Самые яркие монстры картины”.

сайта “Дневник живописи. В каждой картине – история, судьба, тайна”.

» data-medium-file=»https://i1.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/10/IMG_1613.jpg?fit=595%2C776&ssl=1″ data-large-file=»https://i1.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/10/IMG_1613.jpg?fit=811%2C1058&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-4470″ title=»“Искушение святого Антония” Босха. Самые яркие монстры картины» src=»https://i0.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/10/IMG_1613.jpg?resize=480%2C626″ alt=»“Искушение святого Антония” Босха. Самые яркие монстры картины» width=»480″ height=»626″ sizes=»(max-width: 480px) 100vw, 480px» data-recalc-dims=»1″/>

Иероним Босх. Искушение святого Антония. Фрагмент центральной части триптиха. 1500 г. Национальный музей старого искусства в Лиссабоне, Португалия

На картине “Искушение святого Антония” Босх создал немало сцен обличения греховности алхимиков. Очевидно, что Босх их не любил. Как глубоко верующий человек он считал алхимиков грешниками. Ведь они пытались встать на место Бога. Стать создателями новых веществ (золота, элексира молодости). И даже существ (гомункулов, о которых речь пойдёт ниже).

Поэтому я предполагаю, что этот монстр – злая пародия на алхимика. Алхимики проводили свои опыты двумя способами. Мокрым и сухим. Верхняя часть человека в виде сухого дерева – аллегория сухого способа. Нижняя часть в виде хвоста рыбы – мокрого пути. В руках же монстра – гомункул. Как самое нелепое и дьявольское создание алхимиков.

3. Гомункулы

На этом фрагменте видны два гомункула. По легенде такие существа алхимики выращивали в пробирках. В сосуд добавляли сперматозоиды, которые в Средневековье уже были открыты учёными. Затем проводили ряд манипуляций с применением навоза, человеческой крови, ртути. Зародыш якобы выращивался до 10-15 см. Как ортодоксальный верующий, Босх считал алхимию делом нечистым. В том числе гомункулов. Поэтому они и изображены наряду с другими бесами на картине “Искушение святого Антония”.

О картине читайте в статье “Путеводитель по картине Босха “Искушение святого Антония”.

сайта “Дневник живописи. В каждой картине – история, судьба, тайна”.

» data-medium-file=»https://i1.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/10/IMG_1651.jpg?fit=408%2C571&ssl=1″ data-large-file=»https://i1.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/10/IMG_1651.jpg?fit=408%2C571&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-4532″ title=»“Искушение святого Антония” Босха. Самые яркие монстры картины» src=»https://i2.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/10/IMG_1651.jpg?resize=480%2C672″ alt=»“Искушение святого Антония” Босха. Самые яркие монстры картины» width=»480″ height=»672″ data-recalc-dims=»1″/>

Иероним Босх. Искушение святого Антония. Фрагмент центральной части триптиха. 1500 г. Национальный музей старого искусства в Лиссабоне, Португалия

Существует легенда, что алхимики умели выращивать гомункулов в пробирках. Для этого они брали сперматозоиды. Смешивали их с разными субстанциями, типа ртути, навоза и много чем другим.

Ждали 9 месяцев. Подкармливая зародыш каплями человеческой крови. В результате получалось уродливое существо. Размером в 10-20 см. Без позвоночника. Крайне неприятной наружности.

Перед нами центральная сцена картины Босха “Искушение святого Антония”. Алхимики искушают святого Антония своими дарами. Тут и философский камень. И элексир вечной молодости.

Более подробную расшифровку этой сцены читайте в статье “Путеводитель по картине Босха “Искушение святого Антония”.

сайта “Дневник живописи. В каждой картине – история, судьба, тайна”.

» data-medium-file=»https://i2.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/10/IMG_1699.jpg?fit=595%2C652&ssl=1″ data-large-file=»https://i2.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/10/IMG_1699.jpg?fit=656%2C719&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-4658″ title=»“Искушение святого Антония” Босха. Самые яркие монстры картины» src=»https://i2.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/10/IMG_1699.jpg?resize=480%2C526″ alt=»“Искушение святого Антония” Босха. Самые яркие монстры картины» width=»480″ height=»526″ sizes=»(max-width: 480px) 100vw, 480px» data-recalc-dims=»1″/>

Иероним Босх. Искушение святого Антония. Фрагмент центральной части триптиха. 1500 г. Национальный музей старого искусства в Лиссабоне, Португалия

Именно такое существо сидит на подносе в центральной части картины. Над головой он держит философский камень. А парочка гомункулов посимпатичнее плавают в большой луже рядом с человеком-деревом-рыбой.

4. Великан, вросший в холм

На левой створке триптиха бросается в глаза неординарный персонаж. Великан-холм. Он так врос в землю, что его ноги уже похожи на корни. А между его ног вырыт вход в кабак. Что же это все означает?

Ответ ищите в статье “Искушение святого Антония. Самые яркие монстры Босха”.

сайта “Дневник живописи. В каждой картине – история, судьба, тайна”.

» data-medium-file=»https://i1.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/10/IMG_1654.jpg?fit=595%2C554&ssl=1″ data-large-file=»https://i1.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/10/IMG_1654.jpg?fit=900%2C837&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-4581 size-full» title=»“Искушение святого Антония” Босха. Самые яркие монстры картины» src=»https://i2.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/10/IMG_1654.jpg?resize=900%2C837″ alt=»“Искушение святого Антония” Босха. Самые яркие монстры картины» width=»900″ height=»837″ sizes=»(max-width: 900px) 100vw, 900px» data-recalc-dims=»1″/>

Иероним Босх. Искушение святого Антония. Фрагмент левой створки триптиха. 1500 г. Национальный музей старого искусства в Лиссабоне, Португалия

На левой створке триптиха бросается в глаза крайне неординарный персонаж. Человек-холм. Он так врос в землю, что его ноги уже похожи на корни деревьев. А между его ног вырыт вход в кабак или публичный дом.

Однако я обратила внимания, что этот монстр чем-то похож на одного из героев картины Питеря Брейгеля Старшего на картине “Фламандские пословицы”.

На картине “Фламандские пословицы” мы видим человека на четвереньках. Он залез в сферу. Держит тряпочку в руках. Видимо чтобы протирать сферу изнутри. Или обувь стоящего рядом. Смысл такого поведения расшифрован. Так художник изображает пословицу «Нужно унижаться, чтобы добиться успеха». Этому образу также созвучен человек-холм в картине Босха.

Об этом читайте в статье “Искушение святого Антония” Босха. Самые яркие монтры картины”.

сайта “Дневник живописи. В каждой картине – история, судьба, тайна”.

» data-medium-file=»https://i2.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/10/IMG_1688.jpg?fit=522%2C337&ssl=1″ data-large-file=»https://i2.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/10/IMG_1688.jpg?fit=522%2C337&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-4626 size-full» title=»“Искушение святого Антония” Босха. Самые яркие монстры картины» src=»https://i0.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/10/IMG_1688.jpg?resize=522%2C337″ alt=»“Искушение святого Антония” Босха. Самые яркие монстры картины» width=»522″ height=»337″ data-recalc-dims=»1″/>

Питер Брейгель Старший. Фламандские пословицы. Фрагмент. 1559 г. Картинная галерея национального музея Берлина, Германия

Этот человек также на четвереньках. Он залез в сферу. Держит тряпочку в руках. Видимо чтобы протирать сферу изнутри. Или обувь стоящего рядом. Смысл такого поведения расшифрован. Так Брейгель Старший описывает пословицу “Нужно унижаться, чтобы добиться успеха”.

Возможно, Босх высмеивает таких людей и в “Искушении святого Антония”. А именно тех, кто готов унижаться. Готов влезть хоть в дыру в земле.  Да еще и сделать кабак между ног. Лишь бы заработать побольше денег.

Вы наверняка заметили, что во лбу великана торчит стрела. Вообще у Босха много раненых грешников или монстров. Возможно, такая физическая травма означает духовную ущербность. Или же уязвимость. Ведь когда ты врос в холм, кто угодно может и пнуть, и стрелу в лоб запустить.

5. Рыба, которая ест другую рыбу

Образ рыбы очень часто встречается на картинах Босха. Рыбы летают по небу. Плавают осёдланные в лужах. А ещё пожирают друг друга. Как, например, этот известный монстр с картины “Искушение святого Антония”. К тому же рыба одета в странный чехол в виде скорпиона. И передвигается на вогнутых синих щитах. Что бы это все значило?

Ответы ищите в статье “Самые яркие монстры Босха”.

сайта “Дневник живописи. В каждой картине – история, судьба, тайна”.

» data-medium-file=»https://i2.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/10/IMG_1648.jpg?fit=564%2C461&ssl=1″ data-large-file=»https://i2.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/10/IMG_1648.jpg?fit=564%2C461&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-4518 size-full» title=»“Искушение святого Антония” Босха. Самые яркие монстры картины» src=»https://i0.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/10/IMG_1648.jpg?resize=564%2C461″ alt=»“Искушение святого Антония” Босха. Самые яркие монстры картины» width=»564″ height=»461″ data-recalc-dims=»1″/>

Иероним Босх. Искушение святого Антония. Фрагмент левой створки триптиха. 1500 г. Национальный музей старого искусства в Лиссабоне, Португалия

Есть на картине ещё один необычный образ. Одна большая рыба пожирает ту, что поменьше. Большая одета в чехол в виде скорпиона или кузнечика. И передвигается вся эта конструкция на вогнутых синих щитах. Сверху конструкции – башенка.

Еще со времён Средневековья есть одна голландская пословица “Большая рыба ест маленькую”. Что означает жестокость мира. Когда сильный пожирает слабого. Этот образ есть и у Питера Брейгеля Старшего.

У Питера Брейгеля старшего есть замечательный рисунок. На нем он изображает известную фламандскую пословицу “Большая рыба поживёт маленькую”. Такой же образ встречается и у Босха.

Сравните их в статье “Искушение святого Антония” Босха. Самые яркие монстры картины”.

сайта “Дневник живописи. В каждой картине – история, судьба, тайна”.

» data-medium-file=»https://i1.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/10/IMG_1685.jpg?fit=595%2C415&ssl=1″ data-large-file=»https://i1.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/10/IMG_1685.jpg?fit=700%2C488&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-4618 size-full» title=»“Искушение святого Антония” Босха. Самые яркие монстры картины» src=»https://i0.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/10/IMG_1685.jpg?resize=700%2C488″ alt=»“Искушение святого Антония” Босха. Самые яркие монстры картины» width=»700″ height=»488″ sizes=»(max-width: 700px) 100vw, 700px» data-recalc-dims=»1″/>

Питер Брейгель Старший. Большие рыбы пожирают маленьких. 1556 г. Галерея Альбертина, Вена, Австрия

Возможно, так показана алчность и прожорливость участников крестовых походов. Конечно, тех, кто в них участвовал ради наживы. Отсюда своеобразные доспехи и щит. А церковная башня намекает на попустительство церкви. Когда первоначальную цель крестовых походов, обращение в христианство, заменяли уже жаждой наживы.

6. Монстр грилли

В центре картины “Искушение святого Антония”, рядом со святым сидит странное создание. Голова и ноги человеческие. Но ему явно не хватает туловища с руками. Это так называемый Грилли. Отсутствие частей тела — символ духовной ущербности.

Об этом интересном создании читайте в статье “Самые яркие монстры Босха”.

сайта “Дневник живописи. В каждой картине – история, судьба, тайна”.

» data-medium-file=»https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/10/IMG_1686.jpg?fit=595%2C474&ssl=1″ data-large-file=»https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/10/IMG_1686.jpg?fit=621%2C495&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-4622 size-full» title=»“Искушение святого Антония” Босха. Самые яркие монстры картины» src=»https://i2.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/10/IMG_1686.jpg?resize=621%2C495″ alt=»“Искушение святого Антония” Босха. Самые яркие монстры картины» width=»621″ height=»495″ sizes=»(max-width: 621px) 100vw, 621px» data-recalc-dims=»1″/>

Иероним Босх. Искушение святого Антония. Фрагмент центральной части триптиха. 1500 г. Национальный музей старого искусства в Лиссабоне, Португалия

В центре картины, рядом со святым Антонием сидит странное создание. Голова и ноги человеческие. Но ему явно не хватает туловища с руками. Это так называемый Грилли. Отсутствие частей тела – признак ущербности, неполноценности. В том числе духовной.

Грилли выдумал не Босх. Они встречаются ещё в античной мифологии. Но он сделал их очень популярными. Ведь Грилли  обитают на многих его картинах.

“Искушение святого Антония” Босха. Самые яркие монстры картины
Слева: фрагмент центральной части триптиха “Страшный суд”. 1504 г. Академия изобразительных искусств, Вена. Справа: фрагмент левой створки триптиха “Святые отшельники”. 1505 г. Дворец Дожей, Венеция.

7. Карлик в ходунках

На правой створке триптиха “Искушение святого Антония” Босха мы видим странного карлика в ходунках. Ходунки и вертушка — образы из детства. Скорее всего, так Босх обозначает инфантильность взрослого человека.

Об этом читайте в статье “Самые яркие монстры Босха”.

сайта “Дневник живописи. В каждой картине – история, судьба, тайна”.

» data-medium-file=»https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/10/IMG_1696.jpg?fit=377%2C581&ssl=1″ data-large-file=»https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/10/IMG_1696.jpg?fit=377%2C581&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-4637 size-full» title=»“Искушение святого Антония” Босха. Самые яркие монстры картины» src=»https://i0.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/10/IMG_1696.jpg?resize=377%2C581″ alt=»“Искушение святого Антония” Босха. Самые яркие монстры картины» width=»377″ height=»581″ data-recalc-dims=»1″/>

Иероним Босх. Искушение святого Антония. Фрагмент правой створки триптиха. 1500 г. Национальный музей старого искусства в Лиссабоне, Португалия

На правой створке триптиха – ещё один необычный персонаж. Карлик в красном балахоне в ходунках. Из капюшона у него торчит вертушка.

Ходунки и вертушка – образы из детства. Скорее всего, так Босх обозначает инфантильность взрослого человека. Возможно, даже алхимика. Вернее несерьезность и наивность алхимической доктрины.

“Искушение святого Антония” Босха. Самые яркие монстры картины

И много-много других монстров…

На картине мы видим большое количество гибридов. Монстров, состоящих из разных частей животных, людей. Возможно, их нет смысла расшифровывать. Гибриды ещё в Библии обозначались как дьявольские создания. Поэтому их цель лишь запугать нас, зрителей.

Здесь и монстр с огромным языком, ушами-крыльями, ногами телёнка и рогом единорога. Или ощипанный гусь с головой овцы. Или летающая рыба с крыльями. Никакого смысла. Просто нелепо. Мистично. Дьявольщина одним словом.

“Искушение святого Антония” Босха. Самые яркие монстры картины
Иероним Босх. Франменты

О других монстрах Босха читайте в статье “Сад земных наслаждений. Главные монстры картины”.

***

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.