
“Искушение святого Антония” Босха. Самые яркие монстры картины
Содержание:
На фрагменте – самая центральная сцена искушения святого Антония. Он окружён алхимиками и бесами. Все они пытаются его соблазнить теми волшебными дарами, которые якобы может создать алхимия. Философский камень, элексир молодости или вечной жизни. Но святой непреклонен. Он отрешенно смотрит на зрителя. Ему нет дела до всех этих соблазнов.
О триптихе читайте в статье “Путеводитель по картине Босха “Искушение святого Антония”.
сайта “Дневник живописи. В каждой картине – история, судьба, тайна”.
» data-medium-file=»https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/10/IMG_1615.jpg?fit=595%2C426&ssl=1″ data-large-file=»https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/10/IMG_1615.jpg?fit=900%2C645&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-4472 size-full aligncenter» title=»“Искушение святого Антония” Босха. Самые яркие монстры картины» src=»https://i2.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/10/IMG_1615.jpg?resize=900%2C645″ alt=»“Искушение святого Антония” Босха. Самые яркие монстры картины» width=»900″ height=»645″ sizes=»(max-width: 900px) 100vw, 900px» data-recalc-dims=»1″/>
Джордж Лукас говорил, что фантазиями Босха навеяны его образы пришельцев в “Звездных войнах”. Не удивительно. Пожалуй, самые оригинальные, любопытные, невероятные монстры созданы именно Босхом.
Особенно много их на картине “Искушение святого Антония”. В прошлой статье я рассказала об общем смысле картины. Теперь пришло время рассмотреть детали. Ведь когда видишь всех этих невообразимых существ, сразу хочется понять “Что означают все эти создания?”
Ищите его с помощью “Путеводителя по картине “Искушение святого Антония”.
А о самых интересных гибридах читайте в продолжении “Самые яркие монстры “Искушения святого Антония”.
сайта “Дневник живописи. В каждой картине – история, судьба, тайна”.
» data-medium-file=»https://i1.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/10/IMG_1595.jpg?fit=595%2C342&ssl=1″ data-large-file=»https://i1.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/10/IMG_1595.jpg?fit=900%2C517&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-4466 size-full» title=»“Искушение святого Антония” Босха. Самые яркие монстры картины» src=»https://i0.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/10/IMG_1595.jpg?resize=900%2C517″ alt=»“Искушение святого Антония” Босха. Самые яркие монстры картины» width=»900″ height=»517″ sizes=»(max-width: 900px) 100vw, 900px» data-recalc-dims=»1″/>
Однако все образы Босха пока никому расшифровать не удалось. Ведь некоторые из них взяты из народных пословиц. Другие – из символов алхимиков. Третьи – из символов масонов. А какие-то созданы с одной лишь целью – напугать своим страшным видом грешников. И вы просто голову сломаете, чтобы все это разгадать. Но я все же попытаюсь.
1. Монстр с воронкой
Ответы ищите в статье “Самые яркие монстры Босха”.
сайта “Дневник живописи. В каждой картине – история, судьба, тайна”.
» data-medium-file=»https://i2.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/10/IMG_1611.jpg?fit=595%2C849&ssl=1″ data-large-file=»https://i2.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/10/IMG_1611.jpg?fit=744%2C1062&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-4469″ title=»“Искушение святого Антония” Босха. Самые яркие монстры картины» src=»https://i1.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/10/IMG_1611.jpg?resize=480%2C685″ alt=»“Искушение святого Антония” Босха. Самые яркие монстры картины» width=»480″ height=»685″ sizes=»(max-width: 480px) 100vw, 480px» data-recalc-dims=»1″/>
Один из самых известных монстров Босха. Горбун-карлик без рук. На коньках. С воронкой на голове, из которой торчит сухая ветка. Большие длинные уши. Длинный кривой клюв. В клюве письмо со словом “Жирно”.
Я больше склоняюсь к версии, что этот монстр создан Босхом для осуждения нечистоплотных церковников. А именно тех, которые продавали для собственной наживы индульгенции (грамоты, обладание которыми якобы отменяло кару за грехи).
Причём Босх смело приравнивает их к мошенникам. Воронку вместо шляпы Босх уже однажды использовал для обозначения шарлатана. На картине “Извлечение камня глупости”. Ведь такое лже-врачевание – это и есть чистой воды мошенничество.
А воронка также фигурирует на одном из самых известных монстров Босха. О нем читайте в статье “Самые яркие монстры Босха”.
сайта “Дневник живописи. В каждой картине – история, судьба, тайна”.
» data-medium-file=»https://i1.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/10/IMG_1681.png?fit=595%2C589&ssl=1″ data-large-file=»https://i1.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/10/IMG_1681.png?fit=600%2C594&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-4609 size-full» title=»“Искушение святого Антония” Босха. Самые яркие монстры картины» src=»https://i1.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/10/IMG_1681.png?resize=600%2C594″ alt=»“Искушение святого Антония” Босха. Самые яркие монстры картины» width=»600″ height=»594″ sizes=»(max-width: 600px) 100vw, 600px» data-recalc-dims=»1″/>
Коньки означают “пойти по скользкому пути”. Недаром у Босха часть грешников и бесов в Аду на картине “Сад земных наслаждений” катаются на коньках. Именно таким он и видит путь тех, кто продаёт индульгенции ради личной выгоды.
О символах картин Босха читайте в статье “Путеводитель по картине Босха”.
сайта “Дневник живописи. В каждой картине – история, судьба, тайна”.
» data-medium-file=»https://i2.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/10/IMG_1683.jpg?fit=595%2C481&ssl=1″ data-large-file=»https://i2.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/10/IMG_1683.jpg?fit=629%2C509&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-4611 size-full» title=»“Искушение святого Антония” Босха. Самые яркие монстры картины» src=»https://i0.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/10/IMG_1683.jpg?resize=629%2C509″ alt=»“Искушение святого Антония” Босха. Самые яркие монстры картины» width=»629″ height=»509″ sizes=»(max-width: 629px) 100vw, 629px» data-recalc-dims=»1″/>
2. Человек полудерево-полурыба
Ответ ищите в статье “Искушение святого Антония” Босха. Самые яркие монстры картины”.
сайта “Дневник живописи. В каждой картине – история, судьба, тайна”.
» data-medium-file=»https://i1.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/10/IMG_1613.jpg?fit=595%2C776&ssl=1″ data-large-file=»https://i1.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/10/IMG_1613.jpg?fit=811%2C1058&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-4470″ title=»“Искушение святого Антония” Босха. Самые яркие монстры картины» src=»https://i0.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/10/IMG_1613.jpg?resize=480%2C626″ alt=»“Искушение святого Антония” Босха. Самые яркие монстры картины» width=»480″ height=»626″ sizes=»(max-width: 480px) 100vw, 480px» data-recalc-dims=»1″/>
На картине “Искушение святого Антония” Босх создал немало сцен обличения греховности алхимиков. Очевидно, что Босх их не любил. Как глубоко верующий человек он считал алхимиков грешниками. Ведь они пытались встать на место Бога. Стать создателями новых веществ (золота, элексира молодости). И даже существ (гомункулов, о которых речь пойдёт ниже).
Поэтому я предполагаю, что этот монстр – злая пародия на алхимика. Алхимики проводили свои опыты двумя способами. Мокрым и сухим. Верхняя часть человека в виде сухого дерева – аллегория сухого способа. Нижняя часть в виде хвоста рыбы – мокрого пути. В руках же монстра – гомункул. Как самое нелепое и дьявольское создание алхимиков.
3. Гомункулы
О картине читайте в статье “Путеводитель по картине Босха “Искушение святого Антония”.
сайта “Дневник живописи. В каждой картине – история, судьба, тайна”.
» data-medium-file=»https://i1.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/10/IMG_1651.jpg?fit=408%2C571&ssl=1″ data-large-file=»https://i1.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/10/IMG_1651.jpg?fit=408%2C571&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-4532″ title=»“Искушение святого Антония” Босха. Самые яркие монстры картины» src=»https://i2.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/10/IMG_1651.jpg?resize=480%2C672″ alt=»“Искушение святого Антония” Босха. Самые яркие монстры картины» width=»480″ height=»672″ data-recalc-dims=»1″/>
Существует легенда, что алхимики умели выращивать гомункулов в пробирках. Для этого они брали сперматозоиды. Смешивали их с разными субстанциями, типа ртути, навоза и много чем другим.
Ждали 9 месяцев. Подкармливая зародыш каплями человеческой крови. В результате получалось уродливое существо. Размером в 10-20 см. Без позвоночника. Крайне неприятной наружности.
Более подробную расшифровку этой сцены читайте в статье “Путеводитель по картине Босха “Искушение святого Антония”.
сайта “Дневник живописи. В каждой картине – история, судьба, тайна”.
» data-medium-file=»https://i2.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/10/IMG_1699.jpg?fit=595%2C652&ssl=1″ data-large-file=»https://i2.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/10/IMG_1699.jpg?fit=656%2C719&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-4658″ title=»“Искушение святого Антония” Босха. Самые яркие монстры картины» src=»https://i2.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/10/IMG_1699.jpg?resize=480%2C526″ alt=»“Искушение святого Антония” Босха. Самые яркие монстры картины» width=»480″ height=»526″ sizes=»(max-width: 480px) 100vw, 480px» data-recalc-dims=»1″/>
Именно такое существо сидит на подносе в центральной части картины. Над головой он держит философский камень. А парочка гомункулов посимпатичнее плавают в большой луже рядом с человеком-деревом-рыбой.
4. Великан, вросший в холм
Ответ ищите в статье “Искушение святого Антония. Самые яркие монстры Босха”.
сайта “Дневник живописи. В каждой картине – история, судьба, тайна”.
» data-medium-file=»https://i1.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/10/IMG_1654.jpg?fit=595%2C554&ssl=1″ data-large-file=»https://i1.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/10/IMG_1654.jpg?fit=900%2C837&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-4581 size-full» title=»“Искушение святого Антония” Босха. Самые яркие монстры картины» src=»https://i2.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/10/IMG_1654.jpg?resize=900%2C837″ alt=»“Искушение святого Антония” Босха. Самые яркие монстры картины» width=»900″ height=»837″ sizes=»(max-width: 900px) 100vw, 900px» data-recalc-dims=»1″/>
На левой створке триптиха бросается в глаза крайне неординарный персонаж. Человек-холм. Он так врос в землю, что его ноги уже похожи на корни деревьев. А между его ног вырыт вход в кабак или публичный дом.
Однако я обратила внимания, что этот монстр чем-то похож на одного из героев картины Питеря Брейгеля Старшего на картине “Фламандские пословицы”.
Об этом читайте в статье “Искушение святого Антония” Босха. Самые яркие монтры картины”.
сайта “Дневник живописи. В каждой картине – история, судьба, тайна”.
» data-medium-file=»https://i2.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/10/IMG_1688.jpg?fit=522%2C337&ssl=1″ data-large-file=»https://i2.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/10/IMG_1688.jpg?fit=522%2C337&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-4626 size-full» title=»“Искушение святого Антония” Босха. Самые яркие монстры картины» src=»https://i0.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/10/IMG_1688.jpg?resize=522%2C337″ alt=»“Искушение святого Антония” Босха. Самые яркие монстры картины» width=»522″ height=»337″ data-recalc-dims=»1″/>
Этот человек также на четвереньках. Он залез в сферу. Держит тряпочку в руках. Видимо чтобы протирать сферу изнутри. Или обувь стоящего рядом. Смысл такого поведения расшифрован. Так Брейгель Старший описывает пословицу “Нужно унижаться, чтобы добиться успеха”.
Возможно, Босх высмеивает таких людей и в “Искушении святого Антония”. А именно тех, кто готов унижаться. Готов влезть хоть в дыру в земле. Да еще и сделать кабак между ног. Лишь бы заработать побольше денег.
Вы наверняка заметили, что во лбу великана торчит стрела. Вообще у Босха много раненых грешников или монстров. Возможно, такая физическая травма означает духовную ущербность. Или же уязвимость. Ведь когда ты врос в холм, кто угодно может и пнуть, и стрелу в лоб запустить.
5. Рыба, которая ест другую рыбу
Ответы ищите в статье “Самые яркие монстры Босха”.
сайта “Дневник живописи. В каждой картине – история, судьба, тайна”.
» data-medium-file=»https://i2.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/10/IMG_1648.jpg?fit=564%2C461&ssl=1″ data-large-file=»https://i2.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/10/IMG_1648.jpg?fit=564%2C461&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-4518 size-full» title=»“Искушение святого Антония” Босха. Самые яркие монстры картины» src=»https://i0.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/10/IMG_1648.jpg?resize=564%2C461″ alt=»“Искушение святого Антония” Босха. Самые яркие монстры картины» width=»564″ height=»461″ data-recalc-dims=»1″/>
Есть на картине ещё один необычный образ. Одна большая рыба пожирает ту, что поменьше. Большая одета в чехол в виде скорпиона или кузнечика. И передвигается вся эта конструкция на вогнутых синих щитах. Сверху конструкции – башенка.
Еще со времён Средневековья есть одна голландская пословица “Большая рыба ест маленькую”. Что означает жестокость мира. Когда сильный пожирает слабого. Этот образ есть и у Питера Брейгеля Старшего.
Сравните их в статье “Искушение святого Антония” Босха. Самые яркие монстры картины”.
сайта “Дневник живописи. В каждой картине – история, судьба, тайна”.
» data-medium-file=»https://i1.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/10/IMG_1685.jpg?fit=595%2C415&ssl=1″ data-large-file=»https://i1.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/10/IMG_1685.jpg?fit=700%2C488&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-4618 size-full» title=»“Искушение святого Антония” Босха. Самые яркие монстры картины» src=»https://i0.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/10/IMG_1685.jpg?resize=700%2C488″ alt=»“Искушение святого Антония” Босха. Самые яркие монстры картины» width=»700″ height=»488″ sizes=»(max-width: 700px) 100vw, 700px» data-recalc-dims=»1″/>
Возможно, так показана алчность и прожорливость участников крестовых походов. Конечно, тех, кто в них участвовал ради наживы. Отсюда своеобразные доспехи и щит. А церковная башня намекает на попустительство церкви. Когда первоначальную цель крестовых походов, обращение в христианство, заменяли уже жаждой наживы.
6. Монстр грилли
Об этом интересном создании читайте в статье “Самые яркие монстры Босха”.
сайта “Дневник живописи. В каждой картине – история, судьба, тайна”.
» data-medium-file=»https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/10/IMG_1686.jpg?fit=595%2C474&ssl=1″ data-large-file=»https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/10/IMG_1686.jpg?fit=621%2C495&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-4622 size-full» title=»“Искушение святого Антония” Босха. Самые яркие монстры картины» src=»https://i2.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/10/IMG_1686.jpg?resize=621%2C495″ alt=»“Искушение святого Антония” Босха. Самые яркие монстры картины» width=»621″ height=»495″ sizes=»(max-width: 621px) 100vw, 621px» data-recalc-dims=»1″/>
В центре картины, рядом со святым Антонием сидит странное создание. Голова и ноги человеческие. Но ему явно не хватает туловища с руками. Это так называемый Грилли. Отсутствие частей тела – признак ущербности, неполноценности. В том числе духовной.
Грилли выдумал не Босх. Они встречаются ещё в античной мифологии. Но он сделал их очень популярными. Ведь Грилли обитают на многих его картинах.

7. Карлик в ходунках
Об этом читайте в статье “Самые яркие монстры Босха”.
сайта “Дневник живописи. В каждой картине – история, судьба, тайна”.
» data-medium-file=»https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/10/IMG_1696.jpg?fit=377%2C581&ssl=1″ data-large-file=»https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/10/IMG_1696.jpg?fit=377%2C581&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-4637 size-full» title=»“Искушение святого Антония” Босха. Самые яркие монстры картины» src=»https://i0.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/10/IMG_1696.jpg?resize=377%2C581″ alt=»“Искушение святого Антония” Босха. Самые яркие монстры картины» width=»377″ height=»581″ data-recalc-dims=»1″/>
На правой створке триптиха – ещё один необычный персонаж. Карлик в красном балахоне в ходунках. Из капюшона у него торчит вертушка.
Ходунки и вертушка – образы из детства. Скорее всего, так Босх обозначает инфантильность взрослого человека. Возможно, даже алхимика. Вернее несерьезность и наивность алхимической доктрины.
И много-много других монстров…
На картине мы видим большое количество гибридов. Монстров, состоящих из разных частей животных, людей. Возможно, их нет смысла расшифровывать. Гибриды ещё в Библии обозначались как дьявольские создания. Поэтому их цель лишь запугать нас, зрителей.
Здесь и монстр с огромным языком, ушами-крыльями, ногами телёнка и рогом единорога. Или ощипанный гусь с головой овцы. Или летающая рыба с крыльями. Никакого смысла. Просто нелепо. Мистично. Дьявольщина одним словом.

О других монстрах Босха читайте в статье “Сад земных наслаждений. Главные монстры картины”.
***
Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.
Leave a Reply