
«Ирисы» Ван Гога. О цветочном шедевре художника
Содержание:
«Ирисы» Ван Гог создал в сложный момент своей жизни. Находясь в лечебнице для душевнобольных в Сен-Реми (юго-восток Франции).
За несколько месяцев до этого он отрезал себе бритвой мочку уха, испытав сильнейший нервный срыв. С тех пор где-то раз в месяц с ним случались припадки. Он впадал в забытье на несколько часов.
Принято считать, что после этого случая Ван Гог потерял рассудок. А значит «Ирисы» написаны безумцем.
«Ирисы» созданы сумасшедшим?
Никто не знает, какая болезнь поразила художника. Возможно, он страдал эпилепсией (как его дядя и сестра). Но это значит, что между припадками он был абсолютно вменяем.
А может это были панические атаки. Но когда они проходят, то человек также вполне адекватен.
В любом случае, достаточно посмотреть на его «Ирисы», чтобы убедиться, что это написал человек в здравом уме.
Более того, человек, который всеми фибрами души хотел выздороветь и продолжить работать.

Ведь у Ван Гога была мечта. Он хотел изменить живопись и доказать другим, что его метод работы имеет право на жизнь.
В конце концов, он хотел продавать свои работы, чтобы получить материальную независимость и расплатиться с братом Тео (тот выплачивал ему ежемесячное содержание).
Когда Ван Гог создавал «Ирисы», все эти надежды ещё теплились в нем. Он был уверен, что живопись поможет ему преодолеть недуг.
Поэтому картина такая светлая, позитивная. В ней отражается настрой художника на лучшее.
В чем особенность «Ирисов» Ван Гога?
На картине мы видим цветочный ковёр. Нет горизонта и неба. Ван Гог сделал так, чтобы внимание зрителя было приковано только к цветам. Это очень необычный ракурс, который до него почти не встречался в западной живописи.
Но не Ван Гог придумал так писать. Такой ракурс часто встречается у японских мастеров. Когда художник очень близко приближает зрителя к объекту. А фон при этом нейтральный. Так работал знаменитый Кацусика Хакусай.

А вот после Ван Гога такая техника встречается чаще.
Клод Моне напишет не одну подобную картину. В том числе с ирисами.

Эту же идею подхватят и представители модерна. Среди которых самым ярким был Густав Климт.

Но «Ирисы» Ван Гога интересны не только ракурсом.
Если их сравнивать с работой Моне, то сразу бросается в глаза разница в изображении цветов.
У Моне цветы написаны нечетко, в импрессионистской манере. Лишь сочный, почти светящийся цвет выделяет их в пространстве.
У Ван Гога цветы более реалистичные и правдоподобные.

При этом земля написана совсем в другой технике. Раздельными, разноцветными мазками. В результате у нас создаётся впечатление рыхлости почвы.
Только каких оттенков здесь нет. Пудровый, розовый, красный, желтый, коричневый. И даже местами синий. Такая техника чем-то похожа на пуантилизм.

Это когда художник рисует отдельными точками или мазками разных цветов. С расчетом, что на расстоянии несмешанные краски соединятся в единую цветовую массу.
Одним из самых знаменитых пуантилистов был Поль Синьяк. Который как раз и познакомил Ван Гога с техникой разделения цвета.
Более подробно о картине читайте в статье “7 шедевров постимпрессионистов в музее д’Орсе”.
сайта “Дневник живописи. В каждой картине – история, судьба, тайна”.
» data-medium-file=»https://i1.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/10/image-15.jpeg?fit=595%2C743&ssl=1″ data-large-file=»https://i1.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/10/image-15.jpeg?fit=699%2C873&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-4229 size-thumbnail» title=»«Ирисы» Ван Гога. О цветочном шедевре художника» src=»https://i1.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/10/image-15-480×640.jpeg?resize=480%2C640&ssl=1″ alt=»«Ирисы» Ван Гога. О цветочном шедевре художника» width=»480″ height=»640″ data-recalc-dims=»1″/>
Это весьма интересно. До Ван Гога ещё никто не соединял на одном полотне две такие разные техники. Реализм и пуантилизм.
Но он их как бы смягчил. Поэтому ничего не отталкивает. Как будто только так и можно было написать эти ирисы и почву.
Это ещё раз говорит о том, насколько Ван Гог стремился учиться у других. Но при этом все перерабатывал на свой лад. Он сознательно искал новый путь.
Согласитесь, на такое сумасшедший человек вряд ли способен.
Есть ли в «Ирисах» зашифрованное послание?
Наверняка вы обратили внимание, что среди синих цветов растёт одинокий белый ирис. Что Ван Гог хотел этим сказать? Нас так и подмывает искать в этом скрытый смысл.
Может художник так обозначает собственное одиночество?
Ведь никто не верил в него. Кроме его брата Тео и его самого.
Вряд ли. Ван Гог не любил символику. Стремился рисовать только реальный мир.
Ему была важнее выразительность. То есть возможность через цвет и форму выразить суть вещей. То, как он ее видел и понимал.
Поэтому он так легко отступал от реалистичности ради этой сути. Яркие цвета («Подсолнухи»). Гипертрофированные черты лиц («Едоки картофеля»).
А вот специально что-то добавлять, чтобы зашифровать некое послание, он не хотел. Поэтому почти всегда писал с натуры, а не по памяти.
Исключением является лишь «Звездная ночь». И то лишь потому, что Ван Гог не мог выйти ночью из лечебницы. И невольно ему пришлось подключать воображение.
Так что белый ирис художник добавил для того, чтобы подчеркнуть природное разнообразие. Не более того. Недаром помимо ирисов на картине есть ещё и бархотки.
История «Ирисов» со смерти Ван Гога до наших дней
Нам очень повезло, что «Ирисы» дошли до нас.
Дело в том, что Ван Гог немало работ, созданных в Сен-Реми, подарил его обитателям. Главному врачу, его сыну и даже некоторым больным.
Судьба многих этих картин весьма печальна. Ведь все думали, что это лишь картинки больного человека. И обращались с ними соответствующе.
Так, сын врача использовал картины Ван Гога в качестве мишеней, нещадно их расстреливая. А местный фотограф, увлекающийся живописью, соскоблил краску с десятка картин Ван Гога.
После смерти художника «Ирисы» оказались у его матери. И опять чудо, что они это пережили.
Дело в том, что мать Ван Гога не понимала творчества сына. Когда после смерти мужа она переезжала в другой город, то оставила на чердаке несколько десятков его ранних работ. Они ей были просто не нужны. Их судьба до сих пор неизвестна.
После ее смерти в 1907 году картину купил коллекционер за 300 франков. А уже в 1990 году она досталась музею Гетти (Лос-Анджелес). За … 54 млн. долларов.
***
Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.
Leave a Reply