» Арт » Иероним Босх “Сад земных наслаждений”: главные монстры картины

Иероним Босх “Сад земных наслаждений”: главные монстры картины

Иероним Босх “Сад земных наслаждений”: главные монстры картины

Иероним Босх был непревзойденным мастером в создании невероятных существ. Он соединял несоединимое. И вот перед нами на правой створке “Сада земных наслаждений” – человек-дерево, сова с ногами-кувшинами, скат с крысиной мордой и многие другие ужасные создания.

На правой створке триптиха “Сад земных наслаждений” Босх изобразил Ад – то, что по его видению, ожидает людей, предавшихся греховному падению при жизни. А ожидают их адские муки, одна изощреннее другой в зависимости от того, какой грех совершал во время земного существования человек: наслаждался ли праздной музыкой, азартными играми или сладострастными утехами.

Более подробно о картине читайте в статьях:

“Сад земных наслаждений” Босха. В чем смысл самой фантастической картины Средневековья”.

“7 самых невероятных загадок картины “Сад земных наслаждений” Босха”.

“Главные монстры Босха”

сайта “Живопись рядом: о картинах и музеях легко и интересно”.

» data-medium-file=»https://i2.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2015/10/image31.jpg?fit=595%2C1310&ssl=1″ data-large-file=»https://i2.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2015/10/image31.jpg?fit=715%2C1574&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-115 size-full» title=»Иероним Босх “Сад земных наслаждений”: главные монстры картины» src=»https://i0.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2015/10/image31.jpg?resize=715%2C1574″ alt=»Иероним Босх “Сад земных наслаждений”: главные монстры картины» width=»715″ height=»1574″ sizes=»(max-width: 715px) 100vw, 715px» data-recalc-dims=»1″/>

Иероним Босх. Сад земных наслаждений. Правая створка триптиха “Ад”. 1505-1510 гг. Музей Прадо, Мадрид.

Средневековье – время великих страхов. Люди ежеминутно боялись голода, эпидемий и нечистой силы. Отсюда – религиозный фанатизм и вера, основанная исключительно на страхе.

Босх знал, как напугать грешных людей и призвать их к благоразумию. Ведь чем страшнее демоны, тем меньше человеку хочется попасть к ним в лапы.

Посмотрим на монстров Босха повнимательнее.

1. Монстр с человеческим лицом, туловищем из полого яйца и ногами-деревьями.

Больше всех на картине “Сад земных наслаждений” Босха в глаза бросается огромный монстр с человеческим лицом, туловищем в виде полого яйца и ногами из трухлявого дерева. Почему у него такое обычное лицо? Такое совсем не ожидаешь увидеть в Аду. Почему в его полом яйце открыта таверна, а по шляпе прогуливаются грешники под руки с демонами?

Ответы ищите в статьях:

“5 самых интересных загадок Сада земных наслаждений Босха”.

“Главные демоны Босха”

сайта “Живопись рядом: о картинах и музеях легко и интересно”.

» data-medium-file=»https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/04/image-1.jpeg?fit=595%2C612&ssl=1″ data-large-file=»https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/04/image-1.jpeg?fit=664%2C683&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-1473 size-full» title=»Иероним Босх “Сад земных наслаждений”: главные монстры картины» src=»https://i2.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/04/image-1.jpeg?resize=664%2C683″ alt=»Иероним Босх “Сад земных наслаждений”: главные монстры картины» width=»664″ height=»683″ sizes=»(max-width: 664px) 100vw, 664px» data-recalc-dims=»1″/>

Иероним Босх. Сад земных наслаждений. Фрагмент правой створки “Ад”. 1505-1510 гг. Музей Прадо, Мадрид.

Пожалуй, это самый известный монстр Босха. Он цвета мертвенно-бледной кожи, с человеческим лицом, телом в виде пустой яичной скорлупы и ногами из трухлявого дерева. Сухое дерево и полое яйцо – символы безжизненности.

Кажется, что монстр стоит на двух лодках. На самом деле эти ноги проломили днища лодок и можно разглядеть, как грешники кричат от ужаса в водной глубине.

Возможно, это демон, который отвечает за наказание пьяниц. Недаром на его шляпе волынка, а над таверной в полом яйце вывеска с ней же. Она была символом праздной музыки и пьяных сборищ.

Пьяницы, как известно, “теряют человеческое лицо”. Может быть, Босх решил обыграть в этом демоне именно это: пьяницы, теряя  своё лицо, отдают его дьяволу. Поэтому монстр и имеет такой обычный, ничем неискажённый лик.

Об этом монстре читайте также в статье “7 невероятных загадок картины “Сад земных наслаждений”.

2. Монстр с птичьей головой с котелком и ногами-кувшинами

На правой створке триптиха “Сад земных наслаждений” мы видим демона с птичьей головой в котелке и ногами-кувшинами. Он пожирает грешников и тут же испражняется ими. Сидит он на стуле для испражнения. Такие стулья могли себе позволить только знатные люди.

Более подробно о монстре читайте в статье “Главные монстры “Сада земных наслаждений” Босха”

Также о Босхе читайте в статьях:

“В чем смысл самой фантастической картины средневековья”.

“7 самых невероятных загадок “Сада земных наслаждений” Босха”.

сайта “Живопись рядом: о картинах и музеях легко и интересно”.

» data-medium-file=»https://i2.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/04/image-3.jpeg?fit=595%2C831&ssl=1″ data-large-file=»https://i2.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/04/image-3.jpeg?fit=900%2C1257&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-1529 size-full» title=»Иероним Босх “Сад земных наслаждений”: главные монстры картины» src=»https://i2.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/04/image-3.jpeg?resize=900%2C1257″ alt=»Иероним Босх “Сад земных наслаждений”: главные монстры картины» width=»900″ height=»1257″ sizes=»(max-width: 900px) 100vw, 900px» data-recalc-dims=»1″/>

Этот босховский монстр тоже один из самых узнаваемых. Скорее всего, главные его жертвы – обжоры и чревоугодники. Поэтому их наказание – быть съеденными и испраженными демоном. Котелок для приготовления еды на голове монстра и кувшины для хранения вина на его ногах также указывают на его специализацию.

Кстати, в средние века тебя могли сожрать не только монстры, но и…себе подобные. Голод был частым гостем в Европе, и люди нередко доходили до каннибализма. Даже во времена Босха встречались случаи, когда путников ловили на дорогах и съедали. Или же приютившие хозяева завтракали на утро своими постояльцами.

Ещё один интересный момент: демон сидит на стуле с высокими ножками. Это стул для испражнения. Его могли себе позволить лишь богатые горожане. Впрочем, обжорство тоже было грехом богатых.

Бедные питались лишь серым хлебом, водой и кореньями, редко – мясом. А испражнялись в протекающую через город реку у всех на виду.

3. Монстр в доспехах с отрезанной стопой.

На этом фрагменте Ада Босха мы видим коренастого монстра с огромным шлемом и птичьим клювом. Многое в его странном облике указывает на бушующую во времена Босха болезнь эрготизм. Именно из-за этой болезни вымирали целые деревни и развивалась инквизиция.

Более подробно о монстре читайте в статье “Босх “Сад земных наслаждений: главные монстры картины”.

“Живопись рядом: о картинах и музеях легко и увлекательно”.

» data-medium-file=»https://i2.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/03/image-31.jpeg?fit=595%2C499&ssl=1″ data-large-file=»https://i2.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/03/image-31.jpeg?fit=867%2C727&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-1428 size-full» title=»Иероним Босх “Сад земных наслаждений”: главные монстры картины» src=»https://i1.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/03/image-31.jpeg?resize=867%2C727″ alt=»Иероним Босх “Сад земных наслаждений”: главные монстры картины» width=»867″ height=»727″ sizes=»(max-width: 867px) 100vw, 867px» data-recalc-dims=»1″/>

Это ещё одно странное существо на переднем плане правой створки триптиха. Коренастое создание в огромном шлеме, с птичьим клювом и кактусообразным хвостом – верх средневекового сюрреализма.

Думаю, этот демон специализируется на грешниках, имеющих отношение к болезни эрготизм. Это бушующий во времена Босха недуг был похлеще чумы. Причиной болезни был грибок спорынья, паразитирующий на злаках ржи.

Действие алкалоидов грибка на людей было удручающим. Человек, съедавший заражённый грибком хлеб, испытывал нестерпимое жжение кожи. Затем его кожа покрывалась язвами, чернела из-за нарушения кровообращения. Если начиналась гангрена, конечности ампутировали.

Также поражалась нервная система – это выражалось в галлюцинациях и неконтролируемых судорогах. В средние века  они назывались “ведьминой корчей”.

Грюневальд, немецкий художник средневековья, поражает наше воображение своими невероятными монстрами и пугающими сценами. В этом плане он, пожалуй, не сильно уступал своему современнику Иерониму Босху.

Картина упоминается в качестве иллюстрации болезни эрготизм в статье “Босх “Сад земных наслаждений: главные монстры картины”.

сайта “Живопись рядом: о картинах и музеях легко и увлекательно”.

» data-medium-file=»https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/04/image-9.jpeg?fit=555%2C899&ssl=1″ data-large-file=»https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/04/image-9.jpeg?fit=555%2C899&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-1581 size-full» title=»Иероним Босх “Сад земных наслаждений”: главные монстры картины» src=»https://i2.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/04/image-9.jpeg?resize=555%2C899″ alt=»Иероним Босх “Сад земных наслаждений”: главные монстры картины» width=»555″ height=»899″ data-recalc-dims=»1″/>

Маттиас Грюневальд. Искушение святого Антония. Нижняя часть Изенгеймского алтаря. 1505-1515 гг. Унтерлинден музей, г. Кальмар, Франция.

На картине Грюневальда, современника Босха, в левом нижнем углу как раз изображен страдающий эрготизмом.

У интересующего нас монстра – почерневшие ноги, как при гангрене, а к его шлему привязана ампутированная стопа. Все это – прямое указание на болезнь эрготизм.

Монстр протягивает в своём длинном клюве чернильницу грешнику. Перо же настойчиво предлагает свинья в одежде монашки. Им обоим очевидно нужно, чтобы грешник подписал документ, который лежит на его коленях.

Есть разные версии, что это за документ. И что это индульгенция. И что это договор о продаже души дьяволу. Но я все-таки бы стала связывать эту бумагу с эрготизмом.

Думаю, что свинья-монашка и эрготический монстр заставляют грешника подписать дарственную о передаче своего имущества ордену антонитов (от имени святого Антония, главного покровителя больных эрготизмом). Этот орден обладал сетью монастырей, в стенах которых монахи лечили этих больных.

Перед началом лечения с больным заключалось соглашение: если он выживает, то обязуется вести праведную жизнь и половое воздержание должно стать его уделом. Если умирает – то все имущество переходит ордену.

Возможно, изображенный на картине Босха грешник – выживший, который нарушил клятву о воздержании. Теперь демоны заставляют его подписать дарственную о передаче имущества даже после смерти.

Свинья здесь тоже может быть указанием на орден. Дело в том, что в монастырях ордена больных обильно кормили свининой. Монахам разрешалось пасти свиней в неограниченном количестве.

Кстати, именно спорынья является одной из главных причин развития инквизиции. Люди, больные эрготизмом, зачастую впадали в безумие, неистово хохоча или пускаясь в пляс.

Пляска смерти была популярным сюжетом для средневековых гравюр и книг. Как правило, художники изображали смерть в виде нескольких скелетов, пляшущих под руки со смертными. Есть предположение, что такой сюжет появился из наблюдений за неистовыми судорогами, похожими на танец больных эрготизмом.

Об этом читайте более подробно в статье “Иероним Босх “Сад земных наслаждений”: главные монстры картины”.

сайта “Живопись рядом: о картинах и музеях легко и увлекательно”.

» data-medium-file=»https://i1.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/04/image-11.jpeg?fit=452%2C625&ssl=1″ data-large-file=»https://i1.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/04/image-11.jpeg?fit=452%2C625&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-1586″ title=»Иероним Босх “Сад земных наслаждений”: главные монстры картины» src=»https://i0.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/04/image-11.jpeg?resize=552%2C763″ alt=»Иероним Босх “Сад земных наслаждений”: главные монстры картины» width=»552″ height=»763″ data-recalc-dims=»1″/>

Неизвестный Немецкий художник. Пляска смерти. 16 век. Хранится в Метрополитен Музее, Нью-Йорк.

Скорее всего, именно непроизвольные телодвижения больных эрготизмом породили известную сцену для гравюр и книжных миниатюр “пляски смерти”.

Ведь такие больные на грани смерти из-за действия спорыньи пускались в дикие и необузданные танцы. Здоровым людям было очевидно, что они одержимы дьяволом. А как мы знаем, с теми, в кого якобы вселились бесы, тогда особо не церемонились и отправляли на костёр.

В 17 веке европейцы начали есть картофель. Потребление хлеба уменьшилось. Эпидемии эрготизма также стали вспыхивать гораздо реже. Костров инквизиции тоже поубавилось.

В 20 веке из алкалоидов спорыньи научились производить галлюциногенный наркотик ЛСД. В наши дни эрготизм практически не встречается.

4. Монстр-скат с крысиной мордой

На правой створке мы видим монстра-ската с крысиной мордой. Он карает азартных игроков. На его спине кинжалом приколота мертвая рука. Она застыла в жесте благословения. А на кончиках её пальцев – игральная кость. С костью все понятно – это прямой атрибут азартных игр. Но почему приколотая рука так похожа на руку Бога на левой створке триптиха?

Об этом читайте в статье “Босх “Сад земных наслаждений: главные монстры картины”.

сайта “Живопись рядом: о картинах и музеях легко и интересно”.

» data-medium-file=»https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/04/image-7.jpeg?fit=595%2C643&ssl=1″ data-large-file=»https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/04/image-7.jpeg?fit=682%2C737&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-1574 size-full» title=»Иероним Босх “Сад земных наслаждений”: главные монстры картины» src=»https://i2.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/04/image-7.jpeg?resize=682%2C737″ alt=»Иероним Босх “Сад земных наслаждений”: главные монстры картины» width=»682″ height=»737″ sizes=»(max-width: 682px) 100vw, 682px» data-recalc-dims=»1″/>

Это ещё один весьма странный демон на передней плане правой створки триптиха. Гибрид ската и крысы, с человеческими конечностями карает азартного игрока.

Мы видим вокруг разбросанные карты и перевёрнутый стол для игры. Как будто игроков только что застали врасплох, поэтому вокруг такой беспорядок.

Иероним Босх “Сад земных наслаждений”: главные монстры картины

На ногах у демона надеты патены – средневековые сабо на высокой деревянной подошве. Их одевали поверх кожаных сапог для того, чтобы ходить по грязи и нечистотам городских улиц. Вполне себе подходящая обувь для Ада.

На спине у монстра вогнутый щит. На нем приколотая кинжалом рука с жестом благословения и с игральной костью на кончиках пальцев. Она здесь явно не случайно. Причём она так похожа на руку Бога на левой створке триптиха.

На левой створке триптиха Господь Бог смотрит на зрителя и держит за руку смущенную Еву. Его рука застыла в жесте благословения. Казалось бы, ничего нет необычного в этой сцене. Но почему очень похожая рука с тем же жестом появляется на спине монстра в Аду на правой створке? Что этим хотел сказать Босх?

Об этом читайте в статье “Босх “Сад земных наслаждений: главные монстры картины”.

сайта “Живопись рядом: о картинах и музеях легко и увлекательно”.

» data-medium-file=»https://i1.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/04/image-8.jpeg?fit=403%2C501&ssl=1″ data-large-file=»https://i1.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/04/image-8.jpeg?fit=403%2C501&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-1577″ title=»Иероним Босх “Сад земных наслаждений”: главные монстры картины» src=»https://i0.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/04/image-8.jpeg?resize=503%2C625″ alt=»Иероним Босх “Сад земных наслаждений”: главные монстры картины» width=»503″ height=»625″ data-recalc-dims=»1″/>

Иероним Босх. Фрагмент левой створки “Рай”. 1505-1510 гг. Музей Прадо, Мадрид.

Я могу предположить, что здесь Босх изобличает нечистоплотных священнослужителей, которые благословляют игроков. Те в свою очередь приходят к священникам за благословением, чтобы им сопутствовала удача во время игры.

Вот такие они, неведомые и ужасные монстры Босха. Недаром сюрреалисты 20 века называли его главным профессором кошмаров. Заслуженно.

О картине “Сад земных наслаждений” читайте также в статье “Путеводитель по картине”.

О другом шедевре Босха можно почитать в статье “Искушение святого Антония”. Кстати, именно на этой картине в плане изображения монстров Босх превзошёл сам себя. Поэтому о них отдельная статья:

“Самые яркие монстры “Искушения святого Антония”

***

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.