» Арт » Иероним Босх “Сад земных наслаждений”. 5 самых интересных загадок картины

Иероним Босх “Сад земных наслаждений”. 5 самых интересных загадок картины

“Сад земных наслаждений” Босха – самая невероятная картина Средневековья. Она насыщена не понятными для современного человека символами. Что означают все эти гигантские птицы и ягоды, монстры и сказочные животные? Где скрывается самая распутная пара? И что за ноты нарисованы на заднице грешника?

Ответы ищите в статьях:

“Сад земных наслаждений” Босха. В чем смысл самой фантастической картины Средневековья”.

“7 самых невероятных загадок картины “Сад земных наслаждений” Босха”.

5 самых интересных загадок “Сада земных наслаждений” Босха.

сайта “Дневник живописи. В каждой картине – история, судьба, тайна”.

» data-medium-file=»https://i1.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/09/image-39.jpeg?fit=595%2C318&ssl=1″ data-large-file=»https://i1.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/09/image-39.jpeg?fit=900%2C481&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-3857 size-full» title=»Иероним Босх “Сад земных наслаждений”. 5 самых интересных загадок картины» src=»https://i1.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/09/image-39.jpeg?resize=900%2C481&ssl=1″ alt=»Иероним Босх “Сад земных наслаждений”. 5 самых интересных загадок картины» width=»900″ height=»481″ sizes=»(max-width: 900px) 100vw, 900px» data-recalc-dims=»1″/>

“Сад земных наслаждений” Босха (1510) – одна из самых загадочных картин, когда-либо созданных. Она редко кого оставляет равнодушным.

Но так как она была создана 500 лет назад, её смысл для нас слишком туманен. Ведь современное мировозрение сильно отличается от средневекового, базирующегося на ортодоксальной религиозности. Поэтому “ребус” Босха можно разгадать только в контексте его эпохи.

Это я и попытаюсь сделать, ответив на 5 вопросов картины.

1. Почему грешница в Аду так похожа на Еву в Раю?

Я обратила внимание, что одна и та же женщина встречается на всех трёх створках триптиха. Ева в Раю очень похожа на женщину в Саду наслаждений и на одну из грешниц в Аду.

Иероним Босх “Сад земных наслаждений”. 5 самых интересных загадок картины
Фрагменты картины “Сад земных наслаждений” Иеронима Босха.

Босх был религиозным человеком, поэтому вполне возможно, что он решил показать “путь от рая до ада” самой первой грешницы на Земле.

На левой створке триптиха “Сада земных наслаждений” изображен Рай. На переднем плане Бог держит за руку Еву, представляя её Адаму. Ева покорно опустила глаза, и ничто в её облике не предвещает роковой развязки. Но на этом история Евы на картине Босха не заканчивается. Ведь потом мы встречаем её и в Саду наслаждений, и в Аду.

Об этом более подробно читайте в статье “5 самых интересных загадок “Сада земных наслаждений” Босха”.

Также о картине читайте в статьях:

“В чем смысл самой фантастической картины Босха”

“7 невероятных загадок “Сада земных наслаждений”.

сайта “Живопись рядом: о картинах и музеях легко и интересно”.

» data-medium-file=»https://i2.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/03/image-19.jpeg?fit=444%2C658&ssl=1″ data-large-file=»https://i2.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/03/image-19.jpeg?fit=444%2C658&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-1389″ title=»Иероним Босх “Сад земных наслаждений”. 5 самых интересных загадок картины» src=»https://i1.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/03/image-19.jpeg?resize=480%2C711″ alt=»Иероним Босх “Сад земных наслаждений”. 5 самых интересных загадок картины» width=»480″ height=»711″ data-recalc-dims=»1″/>

Иероним Босх. Сад земных наслаждений. Створка “Рай”. Фрагмент. 1505-1510 гг. Музей Прадо, Мадрид.

Как мы знаем из Библии, Ева вкусила яблоко с запретного дерева, чтобы стать как Бог, познав добро и зло. Она ослушалась своего Творца, поддавшись первому человеческому греху – гордыне.

Ева раскаялась, но было поздно. Изгнание из Рая было неминуемо. Бог повелел прожить Еве и Адаму земную жизнь и попасть в Ад, где они проведут более 5000 лет до Пришествия.

В Саду наслаждений Босха мы видим девушку, очень похожую на Еву из Рая на левой створке триптиха. Почему на её голове прозрачный цветок, и почему она не участвует в происходящем?

Об этом читайте в статье “5 самых интересных загадок Сада земных наслаждений Босха”.

сайта “Живопись рядом: о картинах и музеях легко и интересно”.

» data-medium-file=»https://i2.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/03/image-28.jpeg?fit=595%2C792&ssl=1″ data-large-file=»https://i2.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/03/image-28.jpeg?fit=782%2C1041&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-1416″ title=»Иероним Босх “Сад земных наслаждений”. 5 самых интересных загадок картины» src=»https://i1.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/03/image-28.jpeg?resize=480%2C639″ alt=»Иероним Босх “Сад земных наслаждений”. 5 самых интересных загадок картины» width=»480″ height=»639″ sizes=»(max-width: 480px) 100vw, 480px» data-recalc-dims=»1″/>

Иероним Босх. Сад земных наслаждений. Центральная часть. Фрагмент. 1505-1510 гг. Музей Прадо, Мадрид.

В Саду наслаждений Ева не участвует в происходящем. Она смиренно опустила глаза, так как раскаялась в своём грехе. На её голову одет прозрачный цветок. Возможно, это знак отрешенности и нежелания говорить что-либо, как и полагается смиренному человеку.

На правой створке “Ад” триптиха “Сад земных наслаждений” мы видим грешницу, которая принимает муки за свою гордыню. На её груди сидит жаба, которая в средние века в том числе была символом чванства и чрезмерного тщеславия.

Более подробно об этой грешнице и о том, почему она так похожа на Еву из Рая читайте в статье “5 самых интересных загадок Сада земных наслаждений Босха”.

сайта “Живопись рядом: о картинах и музеях легко и интересно”.

» data-medium-file=»https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/03/image-20.jpeg?fit=595%2C740&ssl=1″ data-large-file=»https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/03/image-20.jpeg?fit=654%2C813&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-1390″ title=»Иероним Босх “Сад земных наслаждений”. 5 самых интересных загадок картины» src=»https://i2.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/03/image-20.jpeg?resize=480%2C597″ alt=»Иероним Босх “Сад земных наслаждений”. 5 самых интересных загадок картины» width=»480″ height=»597″ sizes=»(max-width: 480px) 100vw, 480px» data-recalc-dims=»1″/>

Фрагмент правой створка “Ад”. 

Но наказание неминуемо, и Ева попадает в Ад. Здесь она несёт наказание за свою гордыню. Поэтому ей очень долго придётся смотреться на своё отражение, чтобы её смирению не было конца. На груди у нее жаба, которая в средние века также была символом чванства и необоснованного тщеславия.

В Аду у Евы пожалуй самое смиренное и даже спокойное лицо. Ведь в отличие от других она знала, что сюда попадёт.

2. Что за люди в Саду наслаждений сидят в землянке?

В правом нижнем углу Сада наслаждений (центральная часть триптиха) мы видим трёх людей, выглядывающих из землянки. Их тела отличаются повышенной волосатостью. Кто же это такие?

В правом нижнем углу центральной части триптиха “Сад земных наслаждений” мы видим необычных людей. Они выглядывают из землянки, не участвуют в происходящем, а являются скорее наблюдателями. А их тела отличаются повышенной волосатостью. Кто же они такие и зачем Босх изобразил их на своей картине?

Об этом читайте в статье “5 самых интересных загадок Сада земных наслаждений Босха”.

сайта “Живопись рядом: о картинах и музеях легко и интересно”.

» data-medium-file=»https://i1.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/03/image-21.jpeg?fit=595%2C869&ssl=1″ data-large-file=»https://i1.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/03/image-21.jpeg?fit=623%2C910&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-1394″ title=»Иероним Босх “Сад земных наслаждений”. 5 самых интересных загадок картины» src=»https://i2.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/03/image-21.jpeg?resize=490%2C716″ alt=»Иероним Босх “Сад земных наслаждений”. 5 самых интересных загадок картины» width=»490″ height=»716″ sizes=»(max-width: 490px) 100vw, 490px» data-recalc-dims=»1″/>

Фрагмент центральной части. 

Судя по всему, это дикие люди. Дикие люди изображались нагими, чьё тело полностью покрыто волосами, кроме лица и шеи, кистей, ступней, коленей и грудей у женщин.

Тема диких людей была излюбленной в средние века. Их изображения часто встречаются на гобеленах и посуде  средневековья.

Для обычных людей они были дикарями, более свободными в плане любви и жизни в целом. Не удивительно, что Босх изобразил их на картине, посвящённой греху сладострастия. Ведь они были символом страсти и телесных утех.

Кстати, изображённый дикий мужчина на картине Босха очень похож на дикаря с миниатюры Жана Бурдишона (1457-1521 гг.), художника-иллюстратора псалтырей и часословов 15-16 веков.

Жан Бурдишон был выдающимся художником-иллюстратором средневековья и одним из последних миниатюристов Европы, до появления книгопечатной индустрии. Он создал большое количество невероятных миниатюр для часословов и бревиариев. “4 социальных круга” – одна из них.

Об этом читайте в статье “5 самых интересных загадок Сада земных наслаждений Босха”.

сайта “Живопись рядом: о картинах и музеях легко и интересно”.

» data-medium-file=»https://i2.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/03/image-33.jpeg?fit=595%2C866&ssl=1″ data-large-file=»https://i2.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/03/image-33.jpeg?fit=687%2C1000&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-1431″ title=»Иероним Босх “Сад земных наслаждений”. 5 самых интересных загадок картины» src=»https://i2.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/03/image-33.jpeg?resize=490%2C713″ alt=»Иероним Босх “Сад земных наслаждений”. 5 самых интересных загадок картины» width=»490″ height=»713″ sizes=»(max-width: 490px) 100vw, 490px» data-recalc-dims=»1″/>

Жан Бурдишон. Фрагмент “Дикая жизнь” миниатюры “4 социальных круга”. Около 1500 г.

Я могу предположить, что рисунок Бурдишона был создан раньше “Сада земных наслаждений” и был взят Босхом за основу для написания своих диких людей.

3. Почему монстры Босха, как “сборная солянка”, состоят из частей разных существ?

Ад Босха кишит монстрами. Чего только стоит самый главный демон с лицом человека, телом из полого яйца и ногами-деревьями. Не менее примечательны и монстры помельче, как, например, существо с птичьей головой, крыльями бабочки и трёхпалыми конечностями (у ног-деревьев демона-яйца).

Иероним Босх “Сад земных наслаждений”. 5 самых интересных загадок картины
Фрагменты створки “Ад” картины “Сад земных наслаждений” Иеронима Босха.

Для современников Босха было аксиомой, что все существа созданы по образу и подобию Бога. А все, что имеет страшный и уродливый вид – является порождением Дьявола.

Поэтому, чтобы максимально подчеркнуть дьявольскую природу существа, его изображали максимально уровливым. И этого добивались, приделывая зайцам рыбьи хвосты, а птицам – улитку вместо головы.

Если раскрыть любую книгу средних веков, на её страницах вы найдёте немало странных существ-конструкторов.

Вот лишь несколько примеров:

Иероним Босх “Сад земных наслаждений”. 5 самых интересных загадок картины
Леди Доу и Полукролик-полурыба. Рисунки из бревиария Маргарет Бар из Метца (1302-1305 гг.). Хранится в муниципальной библиотеке Вердена, Франция.
Иероним Босх “Сад земных наслаждений”. 5 самых интересных загадок картины
Птица-улитка и полубык-полурыба. Рисунки из Псалтыря Луттрелла (1325-1340 гг.). Хранится в Британской библиотеке.

Во времена Босха вообще встречается немало изображений монстров и чудовищных созданий. Мне попалась миниатюра из средневекового часослова, созданного ещё до рождения Босха.

На ней мы видим Ад, кишащий демонами. Большинство из них в привычном для нас обличии – черти с рогами и хвостами. Однако есть среди них и монстр вполне в духе Босха.

Слева мы видим демона, прокалывающего трезубцем грешника. Он похож на муху без крыльев, с одним рогом и птичьим клювом.

Возможно, именно такие рисунки и вдохновили Босха на создание собственного “Ада”.

Миниатюра “Адский рот” была создана в 1440 году, ещё до рождения Босха. На ней мы видим чертей и демонов, расправляющихся с толпами мучеников. Возможно, именно такие миниатюры и вдохновляли Босха на создание собственного “Ада”.

Об этом читайте более подробно в статье “5 самых интересных загадок Сада земных наслаждений Босха”.

сайта “Дневник живописи. В каждой картине – история, судьба, тайна”.

» data-medium-file=»https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/09/image-33.jpeg?fit=595%2C593&ssl=1″ data-large-file=»https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/09/image-33.jpeg?fit=900%2C897&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-3823 size-medium» title=»Иероним Босх “Сад земных наслаждений”. 5 самых интересных загадок картины» src=»https://i2.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/09/image-33-595×593.jpeg?resize=595%2C593&ssl=1″ alt=»Иероним Босх “Сад земных наслаждений”. 5 самых интересных загадок картины» width=»595″ height=»593″ sizes=»(max-width: 595px) 100vw, 595px» data-recalc-dims=»1″/>

Адский Рот. Миниатюра из часослова Екатерины Клевской. Голландия. 1440 г.

О самых интересных демонах Босха из Сада земных наслаждений читайте в статье “Самые главные монстры картины”.

4. Что за символ стоит на гигантских ножах в Аду?

В аду Босха мы видим несколько гигантских ножей. Во времена художника ножи использовали не только на кухне, но и для наказания воров. Им отрезали уши. Поэтому неудивительно, что ножи присутствуют в Аду с гигантскими ушами впридачу.

Но что за символ в виде то ли буквы “М”, то ли буквы “В” стоит на этих ножах?

Иероним Босх “Сад земных наслаждений”. 5 самых интересных загадок картины
Фрагменты створки “Ад” картины Иеронима Босха “Сад земных наслаждений”

В 15-16 веках в родном городе художника Хертонгенбосхе производили ножи, которые продавались в том числе за пределы Голландии. Так, они экспортировались в Испанию и Скандинавию. На этих ножах и ставился фирменный знак.

Поэтому я могу предположить, что это скорее буква “B”, как первая буква сокращённого названия города. Этот знак на ноже встречается и на других работах Босха, например, на картине “Страшный суд”.

На триптихе Босха “Страшный суд” мы видим гигантский нож со знаком в виде буквы “В” или “М”. Такие же знаки есть и на ножах в Аду “Сада земных наслаждений”. Что же это означает.

Разгадку ищите в статье “5 самых интересных загадок Сада земных наслаждений Босха”.

сайта “Живопись рядом: о картинах и музеях легко и интересно”.

» data-medium-file=»https://i1.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/04/image.jpeg?fit=595%2C811&ssl=1″ data-large-file=»https://i1.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/04/image.jpeg?fit=900%2C1227&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-1470″ title=»Иероним Босх “Сад земных наслаждений”. 5 самых интересных загадок картины» src=»https://i1.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/04/image.jpeg?resize=490%2C668″ alt=»Иероним Босх “Сад земных наслаждений”. 5 самых интересных загадок картины» width=»490″ height=»668″ sizes=»(max-width: 490px) 100vw, 490px» data-recalc-dims=»1″/>

Иероним Босх. Страшный суд. Фрагмент. 1504 г. Академия изобразительных искусств, Вена

5. Главная загадка картины Босха: почему на ней столько деталей?

Каждого, кто видел картины Босха, поражает то количество деталей, которыми изобилуют его работы. Их так много, что просто глаза разбегаются.

Босх был художником своего времени и естественно поддавался его влиянию. А в его время было принято прорисовывать каждую деталь.

Достаточно открыть любую книгу времён Босха, чтобы убедиться в доминировании такого стиля изображения через прорисовку множества деталей.

Вот лишь две страницы из часослова Анны Бретанской.

Иероним Босх “Сад земных наслаждений”. 5 самых интересных загадок картины
Страницы из часослова Анны Бретанской. Художник – Жан Бурдишон. 1503-1505 гг. Национальная библиотека Франции.

Такими же проработанными до мельчийших деталей были и картины средневековья. Мы убеждаемся в этом, рассматривая работы Яна ван Эйка и Роберта Кампена. О картине последнего “Святая Варвара” я писала более подробно в статье “7 картин музея Прадо, которые стоит увидеть”.

Иероним Босх “Сад земных наслаждений”. 5 самых интересных загадок картины

Творчество Босха было не таким уж странным и непривычным для его современников. И другие художники его времени использовали в своих работах большое количество деталей, символов и неведомых существ.

Несмотря на то, что Босх многое впитывал от своих современников и переносил это на свои картины, нужно отдать должное его гениальности. Все-таки он – непревзойденный мастер в символике и загадках даже для своего времени.

О картине Босха “Сад земных наслаждений” читайте также статье:

 “7 невероятных загадок “Сада земных наслаждений”

***

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.