» Арт » Хусепе Рибера «Бородатая женщина». Аллегория или портрет?

Хусепе Рибера «Бородатая женщина». Аллегория или портрет?

О картине читайте в статье “Бородатая женщина” Риберы. Аллегория или портрет?”

сайта “Дневник Живописи. В каждой картине – тайна, судьба, послание”.

» data-medium-file=»https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2017/01/IMG_2511.jpg?fit=595%2C810&ssl=1″ data-large-file=»https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2017/01/IMG_2511.jpg?fit=637%2C867&ssl=1″ loading=»lazy» class=»aligncenter wp-image-5888 size-thumbnail» title=»Хусепе Рибера «Бородатая женщина». Аллегория или портрет?» src=»https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2017/01/IMG_2511.jpg?resize=480%2C640&ssl=1″ alt=»Хусепе Рибера «Бородатая женщина». Аллегория или портрет?» width=»480″ height=»640″ data-recalc-dims=»1″/>

Впервые картину с бородатой женщиной Риберы (1631) я увидела в сериале “Молодой Папа”. Герои фильма время от времени останавливаются у этого полотна. Молча ее разглядывают. Но особо не удивляются. Видимо потому что знают ее историю.

Если же вы видите ее впервые, удивление вы однозначно испытаете. Ещё бы. Мы видим то ли мужчину с грудью. То ли женщину с бородой.

Всматриваясь, понимаешь, что это все-таки женщина. Ведь на ней женское платье. Да и грудь весьма красноречива.

Так что это? Какая-то аллегория художника? Или все-таки портрет реальных людей?

История Магдалены Вентура

Магдалена Вентура когда-то вышла замуж. Ее муж – рядом с ней на картине. Родила троих сыновей. Однако в 37 лет случился гормональный сбой. Возможно, вызванный ранней менопаузой.

На лице и теле появились волосы. К 50 годам появились характерные для мужчин залысины.

Как-то на улице родного города Абруццо ее увидел придворный неаполитанского герцога. И практически вынудил супругов (возможно, за плату) отправиться к герцогу. Тот обожал всякие природные аномалии. Поэтому женщину с бородой оценил. Поселил супругов у себя на вилле. И заказал их портрет Рибере.

Рибера писал картину три года. Скорее всего, именно так Магдалена и ее муж выглядели. Однако грудь вряд ли реалистична. Такой она изображена художником для пущей эффектности. Уж слишком она высоко расположена. Да и чересчур округлая. Что вряд ли возможно у трижды рожавшей женщины 52 лет.

На руках женщина держит младенца. Вряд ли это ее ребёнок. Скорее всего, своих сыновей она родила до гормонального сбоя в 37 лет. А дитя у груди – лишь возможность сделать аномалию более наглядной.

Обратите внимание на лица позирующих. Они растеряны и даже печальны… Можно предположить, что у герцога они чувствовали себя неуютно. Кому же понравится несколько лет провести вне дома. Причём в качестве объекта для насмешек.

Мода на аномалии

Так зачем герцогу понадобилась подобная картина? Дело в том, что в 17 веке была мода на всякого рода аномалии. Картину повесили во дворце герцога. Где ее могли лицезреть многочисленные гости. Вот такое своеобразное увеселение.

Темой природных аномалий интересовались и другие художники. Так, Диего Веласкес создал целую галерею карликов, которые работали шутами при дворе короля.

Картина упоминается в статье “Бородатая женщина” Риберы. Аллегория или портрет?”

сайта “Дневник Живописи. В каждой картине – тайна, судьба, послание”.

» data-medium-file=»https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2017/01/IMG_2544.jpg?fit=595%2C784&ssl=1″ data-large-file=»https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2017/01/IMG_2544.jpg?fit=607%2C800&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-5984 size-thumbnail» title=»Хусепе Рибера «Бородатая женщина». Аллегория или портрет?» src=»https://i1.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2017/01/IMG_2544-480×640.jpg?resize=480%2C640&ssl=1″ alt=»Хусепе Рибера «Бородатая женщина». Аллегория или портрет?» width=»480″ height=»640″ data-recalc-dims=»1″/>

Диего Веласкес. Дон Себастьян де Морра. 1645 г. Музей Прадо, Мадрид. Wikiart.org

Да что далеко ходить. Даже на самой знаменитой картине Веласкеса “Менины” мы видим карлицу. Рядом с принцессой. Чтобы ещё больше подчеркнуть ее красоту и высочайшее происхождение.

Хусепе Рибера «Бородатая женщина». Аллегория или портрет?
Диего Веласкес. Менины. 1656 г. Музей Прадо, Мадрид

Любопытные детали картины

Ещё вы наверняка обратили внимание на большой камень рядом с героями картины. На нем по-латыни написано о том, кто изображён. Как удивительно, что у женщины такая борода. Кто художник и кто заказчик.

Также на камне лежит веретено. Так подчёркивается, что перед нами все-таки женщина. Которая по-прежнему занимается женскими делами.

Рибера был последователем Караваджо. Поэтому его картина с бородатой женщиной выполнена в технике тенебросо. Когда персонажи освящены неярким светом. А вокруг темнота. Фигуры лепятся из света и тени. Что придает им больше объёма и выразительности.

Хусепе Рибера «Бородатая женщина». Аллегория или портрет?

Почему “Бородатая женщина” Риберы мелькает в сериале “Молодой Папа”?

Если вы смотрели сериал “Молодой Папа”, то наверняка задумывались, зачем там показывают эту картину?

Может быть, дело в позиции Пия XIII по отношению к гомосексуалистам?

Сначала Папа ужесточает критерии для приёма в священники. Чтобы ими становились только мужчины с традиционной ориентацией. Но однажды он узнает, что кардинал Гутьеррес, его друг и личный помощник, является гомосексуалистом.

Магдалена Вентура сначала может вызвать отторжение. Но потом смотришь в её глаза. И понимаешь, что эта женщина несчастна. В своём своеобразии она не виновата. Поэтому нет повода испытывать к ней неприязнь.

О картине читайте в статье “Бородатая женщина” Риберы. Аллегория или портрет?”

сайта “Дневник Живописи. В каждой картине – тайна, судьба, послание”.

» data-medium-file=»https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2017/01/IMG_2546.jpg?fit=500%2C358&ssl=1″ data-large-file=»https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2017/01/IMG_2546.jpg?fit=500%2C358&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-6011 size-full» title=»Хусепе Рибера «Бородатая женщина». Аллегория или портрет?» src=»https://i2.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2017/01/IMG_2546.jpg?resize=500%2C358&ssl=1″ alt=»Хусепе Рибера «Бородатая женщина». Аллегория или портрет?» width=»500″ height=»358″ data-recalc-dims=»1″/>

Хосе де (Хусепе) Рибера. Магдалена Вентура с мужем и сыном (фрагмент). 1631 г. Госпиталь Табера в Толедо, Испания. Wtfarthistory.com

О других картинах сериала читайте в статье  “Молодой Папа. 10 картин сериала расшифрованы”.

***

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.