
Художники-импрессионисты. 7 великих французских мастеров
Содержание:
“Новый мир родился тогда, когда импрессионисты написали его”
Анри Канвейлер
XIX век. Франция. В живописи произошло невиданное. Группа молодых художников решила пошатнуть 500-летние традиции. Вместо четкого рисунка, они использовали широкий “небрежный” мазок.
А от привычных образов и вовсе отказались, изображая всех подряд. И дам лёгкого поведения, и господ сомнительной репутации.
Публика была не готова к живописи импрессионистов. Их высмеивали, ругали. А самое главное, ничего у них не покупали.
Но сопротивление было сломлено. И некоторые импрессионисты дожили до своего триумфа. Правда им было уже за 40. Как Клоду Моне или Огюсту Ренуару. Другие дождались признания лишь в конце жизни, как Камиль Писсарро. Кто-то до него не дожил, как Альфред Сислей.
Что же революционного совершил каждый из них? Почему публика так долго их не принимала? Вот 7 самых прославленных французских импрессионистов, которых знает весь мир.
1. Эдуард Мане (1832—1883).

Мане был старше большинства импрессионистов. Он был их главным вдохновителем.
Сам Мане на роль лидера революционеров не претендовал. Он был светским человеком. Мечтал об официальных наградах.
Но признания он ждал очень долго. Публика желала видеть греческих богинь или натюрморты на худой конец, чтобы красиво смотрелись в столовой. Мане же хотел писать современную жизнь. Например, куртизанок.
В результате появился “Завтрак на траве”. Два денди отдыхают в обществе дам лёгкого поведения. Одна из них как ни в чем ни бывало сидит рядом с одетыми мужчинами.

Сравните его “Завтрак на траве” с работой Тома Кутюра “Римляне во времена упадка”. Картина Кутюра произвела фурор. Художник мгновенно прославился.
“Завтрак на траве” обвинили в вульгарности. Беременным абсолютно серьезно не рекомендовали на неё смотреть.

На картине Кутюра мы видим все атрибуты академизма (традиционной живописи XVI-XIX вв.). Колонны и статуи. Люди аполлоновской внешности. Традиционные приглушённые цвета. Манерность поз и жестов. Сюжет из далекой жизни совсем другого народа.
“Завтрак на траве” Мане – другого формата. До него никто не изображал куртизанок вот так запросто. Рядом с респектабельными горожанами. Хотя многие мужчины того времени так и проводили свой досуг. Это была реальная жизнь реальных людей.
Мане пробовал считаться со вкусами публики. Писал портреты на заказ. Но из этого ничего не вышло.
Однажды изобразил одну респектабельную даму. Некрасивую. Он не смог польстить ей с помощью кисти. Дама была разочарована. Ушла от него в слезах.

Поэтому он продолжал экспериментировать. Например, с цветом. Он не пытался изобразить так называемый природный колорит. Если серо-бурая вода ему виделась ярко-синей, то он и изображал ее ярко-синей.
Это, конечно, раздражало публику. «Ведь даже Средиземное море не может похвастаться такой синевой, как вода у Мане» – язвили они.

Но факт остаётся фактом. Мане вкорне изменил предназначение живописи. Картина становилась воплощением индивидуальности художника, который пишет так, как ему заблагорассудится. Забыв о шаблонах и традициях.
Новаторства ему долго не прощали. Признания дождался только под конец жизни. Но оно уже было ему не нужно. Он мучительно угасал от неизлечимой болезни.
О художнике читайте также в статье “Картины Эдуарда Мане, мастера с колумбовской кровью”.
2. Клод Моне (1840—1926).

Клода Моне можно назвать хрестоматийным импрессионистом. Так как он был верен этому направлению всю свою долгую жизнь.
Он писал не предметы и людей, а единую цветовую конструкцию из бликов и пятен. Раздельные мазки. Дрожание воздуха.

Моне писал не только природу. Ему удавались и городские пейзажи. Один из самых известных — “Бульвар Капуцинок”.
В этой картине есть многое от фотографии. Например, движение передано с помощью размытого изображения.
Обратите внимание: дальние деревья и фигуры словно находятся в дымке.
Более подробно о картине читайте в статье “Бульвар Капуцинок Моне. Необычные факты о картине”.
сайта “Дневник живописи: в каждой картине – история, судьба, тайна”.
» data-medium-file=»https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/06/image-22.jpeg?fit=595%2C446&ssl=1″ data-large-file=»https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/06/image-22.jpeg?fit=900%2C674&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-2607 size-large» title=»Художники-импрессионисты. 7 великих французских мастеров»Бульвар Капуцинок»» src=»https://i2.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/06/image-22-960×719.jpeg?resize=900%2C674&ssl=1″ alt=»Художники-импрессионисты. 7 великих французских мастеров» width=»900″ height=»674″ sizes=»(max-width: 900px) 100vw, 900px» data-recalc-dims=»1″/>
Перед нами остановленный момент бурлящей жизни Парижа. Никакой постановочности. Никто не позирует. Люди изображены как совокупность мазков. Такая бессюжетность и эффект “стоп-кадра” — главная черта импрессионизма.
К середине 80-х годов художники разочаровались в импрессионизме. Эстетика — это, конечно, хорошо. Но бессюжетность многих угнетала.
Лишь Моне продолжал упорствовать, гипертрофируя импрессионизм. Это переросло в серии картин.
Один и тот же пейзаж он изображал десятки раз. В разное время суток. В разные времена года. Чтобы показать, насколько температура и свет могут изменить один и тот же вид до неузнаваемости.
Так появились бесчисленные стога сена.

Обратите внимание, что тени на этих картинах цветные. А не серые или чёрные, как было принято до импрессионистов. Это ещё одно их изобретение.
Моне успел насладиться успехом и материальным благополучием. После 40 он уже забыл о нищете. Обзавёлся домом и прекрасным садом. И творил в своё удовольствие ещё долгие годы.
О самой знаковой картине мастера читайте в статье “Впечатление” Клода Моне. С чего начинался импрессионизм”.
3. Огюст Ренуар (1841—1919).

Импрессионизм — это самая позитивная живопись. А самым позитивным среди импрессионистов был Ренуар.
В его картинах вы не найдёте драмы. Даже чёрной краской он не пользовался. Только радость бытия. Даже самое банальное у Ренуара выглядит прекрасным.
В отличие от Моне, Ренуар чаще писал людей. Пейзажи для него были менее значимы. На картинах отдыхают и наслаждаются жизнью его друзья и знакомые.

Не найдёте вы у Ренуара и глубокомыслия. Он был очень рад примкнуть к импрессионистам, которые поголовно отказывались от сюжетов.
Как он сам говорил, наконец у него есть возможность писать цветы и назвать их просто “Цветы”. И не выдумывать никаких историй про них.

Лучше всего Ренуар чувствовал себя в обществе женщин. Он просил своих служанок петь и шутить. Чем глупее и наивнее была песенка, тем лучше для него. А мужская болтовня его утомляла. Неудивительно, что Ренуар известен полотнами в стиле ню.
Модель на картине “Обнаженная в солнечном свете” словно проявляется на красочном абстрактном фоне. Потому что для Ренуара нет ничего второстепенного. Глаз модели или участок заднего фона равнозначны.

Ренуар прожил долгую жизнь. И никогда не откладывал кисть и палитру. Даже когда его руки совсем сковал ревматизм, он привязывал кисточку к руке веревкой. И рисовал.
Как и Моне, он дождался признания после 40 лет. И увидел свои картины в Лувре, рядом с работами знаменитых мастеров.
Об одном из самых обворожительных портретов Ренуара читайте в статье “Жанна Самари. 7 самых интересных фактов о картине”
4. Эдгар Дега (1834—1917).

Дега не был классическим импрессионистом. Он не любил работать на пленэре (на открытом воздухе). У него вы не найдёте намеренно высветленной палитры.
Наоборот, он любил чёткую линию. Черного цвета у него предостаточно. И работал он исключительно в студии.
Но все же его всегда ставят в ряд с другими великими импрессионистами. Потому что он был импрессионистом жеста.
Неожиданные ракурсы. Асимметрия в расположении объектов. Застигнутые врасплох персонажи. Вот главные атрибуты его картин.
Он останавливал мгновения жизни, не давая персонажам опомниться. Посмотрите хотя бы на его “Оркестр оперы”.

На переднем плане спинка стула. Музыкант к нам спиной. А на заднем фоне балерины на сцене не уместились в “кадр”. Их головы беспощадно “обрезаны” краем картины.
Так любимые им танцовщицы далеко не всегда изображены в красивых позах. Порой они просто делают растяжку.
Но такая импровизация мнимая. Конечно, Дега тщательно продумывал композицию. Это лишь эффект стоп-кадра, а не настоящий стоп-кадр.
Более подробно о главных моделях Дега читайте в статьях:
“Голубые танцовщицы Дега: 5 невероятных фактов о картине”
“Картины Эдгара Дега: 7 выдающихся полотен художника”.
сайта “Дневник живописи: в каждой картине – история, судьба, тайна”.
» data-medium-file=»https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/06/image-11.jpeg?fit=595%2C418&ssl=1″ data-large-file=»https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/06/image-11.jpeg?fit=900%2C632&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-2461 size-large» title=»Художники-импрессионисты. 7 великих французских мастеров»Две балетные танцовщицы» в музее Шелбурн» src=»https://i0.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/06/image-11-960×674.jpeg?resize=900%2C632&ssl=1″ alt=»Художники-импрессионисты. 7 великих французских мастеров» width=»900″ height=»632″ sizes=»(max-width: 900px) 100vw, 900px» data-recalc-dims=»1″/>
Эдгар Дега любил писать женщин. Но болезнь или особенности организма не позволяли ему иметь с ними физический контакт. Он никогда не был женат. Никто никогда не видел его с дамой.
Отсутствие реальных сюжетов в его личной жизни добавляло тонкую и напряженную эротичность его образам.

Обратите внимание, что на картине “Звезда балета” прорисована только сама балерина. Ее коллеги за кулисами еле различимы. Разве что несколько ног.
Это не значит, что Дега не закончил картину. Таков приём. Оставить в фокусе лишь самое главное. Остальное сделать исчезающим, неразборчивым.
О других картинах мастера читайте в статье “7 выдающихся картин Эдгара Дега”.
5. Берта Моризо (1841—1895).

Берту Моризо редко ставят в первый ряд великих импрессионистов. Уверена, что незаслуженно. Как раз у неё вы встретите все главные черты и приёмы импрессионизма. И если вам этот стиль нравится, вы полюбите ее работы всей душой.
Моризо работала быстро и порывисто, перекладывая на холст своё впечатление. Фигуры словно вот-вот растворятся в пространстве.
Более подробно о художнице читайте в статье “Берта Моризо: жертва предрассудков или хозяйка своей судьбы?”
сайта “Дневник живописи: в каждой картине – история, судьба, тайна”.
» data-medium-file=»https://i1.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/05/image-16.jpeg?fit=595%2C845&ssl=1″ data-large-file=»https://i1.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/05/image-16.jpeg?fit=700%2C994&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-1786 size-medium» title=»Художники-импрессионисты. 7 великих французских мастеров»Лето»» src=»https://i1.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/05/image-16-595×845.jpeg?resize=595%2C845&ssl=1″ alt=»Художники-импрессионисты. 7 великих французских мастеров» width=»595″ height=»845″ sizes=»(max-width: 595px) 100vw, 595px» data-recalc-dims=»1″/>
Как и Дега, она часто не дорисовала некоторые детали. И даже части тела модели. Мы не можем различить рук у девушки на картине “Лето”.
Путь к самовыражению у Моризо был трудным. Мало того, что она занималась “небрежной” живописью. Она ещё была женщиной. В те времена даме полагалось мечтать о замужестве. После чего любое хобби забывалось.
Поэтому Берта долго отказывалась от брака. Пока не нашла мужчину, который уважительно отнёсся к ее занятию. Эжен Мане был родным братом художника Эдуарда Мане. Он покорно носил за женой мольберт и краски.
О творчестве художницы читайте в статье “Берта Моризо: жертва предрассудков или хозяйка своей судьбы?”.
Также в музее хранится самая крупная в мире коллекция работ Клода Моне. О нем читайте в статье “Впечатление” Моне как начало импрессионизма”.
сайта “Дневник живописи: в каждой картине – история, судьба, тайна”.
» data-medium-file=»https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/05/image-11.jpeg?fit=595%2C474&ssl=1″ data-large-file=»https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/05/image-11.jpeg?fit=900%2C717&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-1778 size-large» title=»Художники-импрессионисты. 7 великих французских мастеров»Эжен Мане с дочерью в Буживале»» src=»https://i2.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/05/image-11-960×765.jpeg?resize=900%2C717&ssl=1″ alt=»Художники-импрессионисты. 7 великих французских мастеров» width=»900″ height=»717″ sizes=»(max-width: 900px) 100vw, 900px» data-recalc-dims=»1″/>
Но все же дело было в XIX веке. Нет, брюки Моризо не надела. Но полной свободы передвижения она себе позволить не могла.
Она не могла пойти в парк работать в одиночестве, без сопровождения кого-то из близких. Не могла посидеть одна в кафе. Поэтому ее картины — это люди из семейного круга. Муж, дочь, родственники, няни.
Более подробно о художнице читайте в статье “Берта Моризо: жертва предрассудков или хозяйка своей судьбы?”
сайта “Дневник живописи: в каждой картине – история, судьба, тайна”.
» data-medium-file=»https://i1.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/05/image-24.jpeg?fit=595%2C462&ssl=1″ data-large-file=»https://i1.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/05/image-24.jpeg?fit=732%2C568&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-1824 size-full» title=»Художники-импрессионисты. 7 великих французских мастеров»Женщина с ребёнком в саду в Буживале»» src=»https://i2.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/05/image-24.jpeg?resize=732%2C568&ssl=1″ alt=»Художники-импрессионисты. 7 великих французских мастеров» width=»732″ height=»568″ sizes=»(max-width: 732px) 100vw, 732px» data-recalc-dims=»1″/>
Моризо признания не дождалась. Она умерла она в 54 года от воспаления лёгких, не продав при жизни почти ни одной своей работы. В ее свидетельстве о смерти в графе “род занятий” стоял прочерк. Немыслимо было женщине зваться художником. Даже если она им на самом деле была.
О картинах мастера читайте в статье “Берта Моризо. Жертва предрассудков или хозяйка своей судьбы?”
6. Камиль Писсарро (1830 – 1903).

Камиль Писсарро. Неконфликтный, рассудительный. Многие его воспринимали, как учителя. Даже самые темпераментные коллеги о Писсарро плохо не говорили.
Он был верным последователем импрессионизма. Сильно нуждаясь, имея жену и пятерых детей, он все равно упорно работал в своем любимом стиле. И ни разу не переключился на салонную живопись, чтобы стать более популярным. Не известно, откуда он брал силы до конца верить в себя.
Чтобы совсем не умереть с голоду, Писсарро расписывал веера, которые охотно раскупали. А настоящее признание к нему пришло уже после 60 лет! Тогда наконец он смог забыть о нужде.

Воздух на картинах Писсарро густой и плотный. Необыкновенный сплав цвета и объёма.
Художник не боялся писать самые переменчивые явления природы, которые показываются на мгновение и исчезают. Первый снег, морозное солнце, длинные тени.

Самые известные его работы — виды Парижа. С широкими бульварами, суетной пестрой толпой. Ночью, днём, в разную погоду. В чем-то они перекликаются с сериями картин Клода Моне.

Ночной воздух на картине “Бульвар Монмартр ночью” плавится от горящих фонарей и витрин.
Пространство изображено планетарно. Улица не прямая, а как бы выгибающаяся дугой. Это делает вид обычного бульвара величественным.
О мастере также читайте в статье “Камиль Писсарро. Картина ценой в одно пирожное”.
7. Альфред Сислей (1839—1899).

Альфред Сислей был человеком скромным и молчаливым. Такими же были и его пейзажи. Тихие, наполненные цветовым уютом. Сислей не любил внешних эффектов. Людей он тоже почти никогда не изображал.
Широкими мазками он писал подвижное небо и воду. Дома же выписывал более гладко. Это подчеркивало статичность материала. Как на его знаменитой картине “Наводнение в Порт-Марли”.
Более подробно о картинах Сислея читайте в статьях:
“7 картин музея Д’Орсе, которые стоит увидеть”.
“Альфред Сислей: мастер в изображении неба и тишины”
сайта “Дневник живописи: в каждой картине – история, судьба, тайна”.
» data-medium-file=»https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2015/11/image47.jpeg?fit=595%2C431&ssl=1″ data-large-file=»https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2015/11/image47.jpeg?fit=861%2C624&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-548 size-full» title=»Художники-импрессионисты. 7 великих французских мастеров»Наводнение в Порт-Марли»» src=»https://i2.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2015/11/image47.jpeg?resize=861%2C624&ssl=1″ alt=»Художники-импрессионисты. 7 великих французских мастеров» width=»861″ height=»624″ sizes=»(max-width: 861px) 100vw, 861px» data-recalc-dims=»1″/>
Сислей особенно любил писать небо. С него он и начинал любую картину. Часто оно занимало бОльшую часть холста.
В изображении неба он также использовал разные мазки. Длинные помогали передать быстро движущееся предгрозовое небо. Лёгкие и тонкие передавали небо ясное и безоблачное.

Сислей признания так и не дождался. Его пейзажи казались публике невыразительными. Оценили их после его смерти. Сейчас они стоят миллионы долларов.
О мастере читайте также в статье “7 самых красивых пейзажа Альфреда Сислея”.
PS.
Несколько десятилетий импрессионисты боролись за признание. Кто-то полжизни. Кто-то весь свой век. Почему же так долго?
Представьте себя человеком XIX века. Для вас картина – это аккуратно и гладко выписанные тела и предметы. Каждый мазок “спрятан”.
Поэтому любитель живописи делал простой вывод. Эти стараются. А вот эти (импрессионисты) халтурят. Раз мазки видно. И краски не смешивают. И не хотят точно передавать действительность.
Обывателю ещё сложно было осознать, что эти “пачкуны” не хотят копировать реальный мир с помощью традиционных методов. Они мечтают сотворить свои собственные!
Импрессинизм — это школа художественного рыцарства. Он учит быть свободным от канонов и традиций.
Крещение импрессионизмом прошли все великие художники следующих поколений. И Пикассо, и Мунк. И даже Малевич.

Неожиданно увидеть Пикассо-импрессиониста? А уж тем более Малевича, изображающего нежный цвет яблонь. И такого позитивного Мунка.
Все они прошли стадию импрессионизма. Без этого они не смогли бы сделать следующий шаг. В кубизм (Пикассо). В экспрессионизм (Мунк). И даже в супрематизм (Малевич).
***
Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.
Автор: Оксана Копёнкина
Англоязычная версия
Leave a Reply