
Художник Дега. Вдохновитель Уорхола и портретист эпатажной Княгини
Более подробно об этом читайте в статье “Эдгар Дега – экспериментатор и Княгиня – дуэлянтка”.
сайта “Живопись рядом: о картинах и музеях легко и интересно”.
» data-medium-file=»https://i1.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/03/image.jpeg?fit=567%2C800&ssl=1″ data-large-file=»https://i1.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/03/image.jpeg?fit=567%2C800&ssl=1″ loading=»lazy» class=»Эдгар Дега княгиня Меттерних wp-image-1171 size-full» src=»https://i1.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/03/image.jpeg?resize=567%2C800&ssl=1″ alt=»Художник Дега. Вдохновитель Уорхола и портретист эпатажной Княгини» width=»567″ height=»800″ data-recalc-dims=»1″/>
Как-то просматривая картины Эдгара Дега, я наткнулась на его необычную работу – “Портрет княгини Паулины Меттерних”.
Портрет произвел на меня удручающее впечатление. На картине изображена некрасивая, болезненного вида девушка с землянистым цветом лица и с темными кругами под глазами.
Лицо девушки нечеткое, как будто покрытое пленкой. Стоит она на фоне обоев неприятного желто-зеленого оттенка с цветочным рисунком, который больше похож на трещины на стене. А верх её платья – почти в тон обоям, отталкивающего цвета яичного желтка.
Конечно, я не удержалась, чтобы не выяснить, что это за княгиня, почему её портрет такой странный и неужели она заплатила Дега за него деньги!
Вобщем я совсем не ожидала того, что мне удалось узнать!
Выяснилось, что княгиня вовсе не позировала импрессионисту Дега, а этот портрет – невиданный до этого эксперимент. А сама княгиня оказалась весьма эпатажной личностью. Теперь обо всем по порядку.
Эксперимент Эдгара Дега
Княгиня Паулина Меттерних родилась в Вене в 1836 году. Её отец – венгерский граф, мать – дочь Австрийского канцлера Меттерниха, руководителя переустройства Европы после наполеоновских войн. Вышла замуж в 20 лет за своего полукровного дядю, австро-венгерского посла. Имела троих дочерей.
Не знаю, знакомы ли были Дега и княгиня Меттерних, но знаю точно, что для этого портрета она ему не позировала. Художник создал портрет на основе её фотографии!
Он написал не саму княгиню, а её фотографию.
Дело в том, что Дега увлекался фотографией. Поэтому ему и пришло в голову написать картину по фотографии. Впоследствие он ещё не раз это проделывал, уже в пожилом возрасте, и часть его работ имели фото-аналоги.
За основу своего портрета Дега взял фотографию княгини с мужем, которую они использовали как визитную карточку, имея не одну её копию. Видимо именно так и попала она в руки Дега.
Более подробно о создании картины читайте в статье “Эдгар Дега – экспериментатор и Княгиня – дуэлянтка”.
сайта “Живопись рядом: о картинах и музеях легко и интересно”.
» data-medium-file=»https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/03/image-3.jpeg?fit=493%2C468&ssl=1″ data-large-file=»https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/03/image-3.jpeg?fit=493%2C468&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-1179″ title=»Художник Дега. Вдохновитель Уорхола и портретист эпатажной Княгини» src=»https://i1.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/03/image-3.jpeg?resize=593%2C563″ alt=»Художник Дега. Вдохновитель Уорхола и портретист эпатажной Княгини» width=»593″ height=»563″ data-recalc-dims=»1″/>
Дега “отрезал” изображение Рихарда Меттерниха и изобразил лишь княгиню, сохранив все детали фотографии, даже то, как лежит тень на её лице.


Однако, как художник, Дега кое-что добавил от себя. На его портрете лицо княгини размыто – видимо художник решил добавить такой эффект, который возможен при использовании фотоаппарата с длинной выдержкой. Тот улавливает малейшие движения, что приводит к размытости изображения.
К тому же фотография черно-белая, и цвет стены и платья княгини выдуманы художником. Почему он их создал такими депрессивными, остаётся только догадываться.
Получается, что Эдгар Дега на век опередил поп-арт искусство и работы Энди Уорхола (который проектировал на холст фотографии и обводил их), а также Герхарда Рихтера (который копировал фотографии со всеми дефектами, в том числе оставляя размытость изображения).


Слева: Энди Уорхол. Королёва Елизавета ll. 1985 г. Королевское художественное собрание. Справа: Герхард Рихтер. С. и дитя. 1995 г. Гамбургский кунстхалле.
Княгиня с мужским характером
Примечателен не только сам портрет Дега, но и интересна сама героиня картины.
Сначала я подумала, что Паулина Меттерних – нежное, воздушное создание, любящее музицировать и вышивать. По крайней мере, такое впечатление создаётся не только по портрету Дега, но и по работе Винтерхальтера. Тот, как всегда, преувеличил красоту своей модели. Не даром все аристократки любили заказывать у него свои портреты.
Более подробно о княгини и её портретах читайте в статье “Эдгар Дега – эспериментатор и Княгиня – дуэлянтка”.
сайта “Живопись рядом: о картинах и музеях легко и интересно.”
» data-medium-file=»https://i1.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/03/image-1.jpeg?fit=364%2C478&ssl=1″ data-large-file=»https://i1.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/03/image-1.jpeg?fit=364%2C478&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-1176″ title=»Художник Дега. Вдохновитель Уорхола и портретист эпатажной Княгини» src=»https://i2.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/03/image-1.jpeg?resize=464%2C609″ alt=»Художник Дега. Вдохновитель Уорхола и портретист эпатажной Княгини» width=»464″ height=»609″ data-recalc-dims=»1″/>
Оказалось, что характер у Паулины был в дедушку канцлера и был совершенно нетипичным для изнеженной аристократки. Судя по её поступкам, она была человеком мужественным и авантюрным. В обществе она могла позволить себе эпатажные выходки, не боясь осуждения.
Так, она курила сигары и обучала этому других дам. А однажды пришла на приём с ярко накрашенными красными губами, хотя в то время это было очень неприлично. Присутствующим она свой поступок пояснила так: мол, от природы у неё губы цвета баклажана, так пусть с помощью помады они будут цвета помидора.
Княгиня была готова на отважные подвиги ради своих друзей – так, она помогла императрице Евгении бежать из Парижа, когда Наполеон lll потерял власть. А её драгоценности перевезла в Лондон в дипломатической сумке своего мужа.
Но самый неординарный и даже опасный для жизни поступок княгини – это дуэль с другой аристократкой в 1892 году. Вдвоем они организовывали музыкальную выставку в Париже и поспорили о декорациях. Словесная перепалка была оборвана предложением разрешить её на дуэли.
Мало того, что дуэль женщин – это из ряда вон выходящее событие, так они ещё и сражались на рапирах топлес! По официальной версии раздеться по пояс их уговорила присутствующая на дуэли женщина-врач. Она очень поддерживала тогда еще непопулярные методы антисептики. Поэтому и рекомендовала драться топлес, чтобы в случае ранения инфекция с одежды не попала в кровь.
Но мне кажется, что идея драться топлес могла родиться у дуэлянток в подражание знаменитой дуэли неаполитанок, самой ранней упоминаемой женской дуэли.
Она произошла в 1552 году между двумя знатными девушками, не поделившими мужчину. По преданию, дрались они на легких мечах с оголенными грудями, пытаясь ранить друг другу именно в верхнюю часть тела. Спустя почти век эту сцену (только девушки полностью одеты) изобразил Хосе де Рибера.
Женщины ещё не раз впоследствие будут решать свои споры таким мужским способом. Так, например, княгиня Меттерних вызвала другую аристократку на дуэль, так как была с ней не согласна по поводу цветов для декораций выставки.
Об этом более подробно читайте в статье “Эдгар Дега – экспериментатор и Княгиня – дуэлянтка”.
сайта “Дневник живописи: в каждой картине – история, судьба, тайна”.
» data-medium-file=»https://i2.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/05/image-38.jpeg?fit=595%2C657&ssl=1″ data-large-file=»https://i2.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/05/image-38.jpeg?fit=696%2C768&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-2138 size-full» title=»Художник Дега. Вдохновитель Уорхола и портретист эпатажной Княгини» src=»https://i2.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/05/image-38.jpeg?resize=696%2C768″ alt=»Художник Дега. Вдохновитель Уорхола и портретист эпатажной Княгини» width=»696″ height=»768″ sizes=»(max-width: 696px) 100vw, 696px» data-recalc-dims=»1″/>
К счастью, в грудь никто не был ранен: княгиня и её соперница обошлись легкими ранениями в руку и нос, помирились и совместными усилиями доделали декорации.
Мне даже в голову не приходило, что эта болезненного вида княгиня на портрете Дега могла быть такой неординарной личностью. Кстати, её болезненный вид тоже оказался обманчив, так как мадам Меттерних прожила 85 лет, пережив Дега, своего заочного портретиста на 4 года.
Еще об одной работе Дега читайте в статье “Голубые танцовщицы: 5 невероятных фактов о картине”.
***
Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.
Leave a Reply