» Арт » «Христос в пустыне». Как появился на свет шедевр Крамского

«Христос в пустыне». Как появился на свет шедевр Крамского

«Христос в пустыне». Как появился на свет шедевр Крамского

Если вы видели «Христа в пустыне» Крамского вживую, наверняка она стала одной из Ваших любимых картин.

Если не видели, то можете провести эксперимент. Сходите в Третьяковку и попробуйте пройти мимо этой работы.

Думаю, у Вас это не получится. Вы все равно невольно замедлите шаг…

Откуда я это знаю?

Я заметила, что часто любовь к искусству коррелирует с эмпатией. Если вы любите искусство, то, скорее всего, легко считываете эмоции других и реагируете на них.

Поэтому вы вряд ли пройдёте мимо такого пронзительного образа. ОН погружён в раздумья. Его исхудалые руки сцеплены в сильном напряжении.

«Христос в пустыне». Как появился на свет шедевр Крамского
Иван Крамской. Христос в пустыне (фрагмент). 1872 г. Третьяковская галерея

Действие происходит на рассвете. А значит, он думал всю ночь и продолжает думать ранним утром.

По темным кругам под глазами вы понимаете, что это не первая такая ночь. И что днём он не отдыхает. Его ноги пыльные, а одежда превратилась в лохмотья от длительной ходьбы.

Сопереживание нахлынет на вас при виде человека, пребывающего в столь тяжелом раздумье.

Стоп. Человека? Это же Христос. Сын Божий. Властелин земли и неба. Почему же Крамской показал нам лишь человечное в нем, опустив все божественное?

Человечный Христос

В 1835 году была издана необычная книга — «Жизнь Христа» Давида Штрауса.

Хотя она была написана трудночитаемым языком, основной её смысл так поразил общественность, что, как говорится, обратного пути не было. «Ящик Пандоры» был открыт.

Штраус дерзнул предположить, что Христос был человеком. Правда, очень талантливым. Он нёс христианское учение в массы, а не только узкой группе интеллектуалов. И это было главным его отличием от других проповедников.

Именно массы потом передавали рассказы о нем из уст в уста, пока легенды не переносились на бумагу. А все чудеса, связанные с ним, рождались позже и основывались на древних мифах.

Книга Штрауса имела колоссальное влияние на литературу и живопись.

Из наших художников первым проникся этой теорией Александр Иванов. Его Христос приобретает больше человечности, нежели божественности. Даже привычного нимба нет.

«Христос в пустыне». Как появился на свет шедевр Крамского
Александр Иванов. Явление Христа народу (деталь). 1837—1857. Третьяковская галерея, Москва

Таким же человечным перед нами предстаёт и Христос Крамского. Это выражено в простой позе человека, который столкнулся с душевными терзаниями и тяжелым выбором.

«Христос в пустыне». Как появился на свет шедевр Крамского
Иван Крамской. Христос в пустыне (деталь). 1872 г.

Но что это за выбор? О чем Христос думает?

О чем думает Христос Крамского

Крамской взял сюжет из Библии об искушении Христа дьяволом. После крещения, когда Иисусу было 30 лет, он принял решение удалиться в пустыню на 40 дней. Там он не ел и не пил.

И в таком состоянии его пытался искусить дьявол. Многие художники показывали эти сцены искушения.

У моего любимого Тиссо, например, мы видим, как Дьявол предлагает Христу обратить камни в хлеб.

«Христос в пустыне». Как появился на свет шедевр Крамского
Джеймс Тиссо. Искушение Христа. 1886—1894. Бруклинский музей

А Суриков показывает другой дьявольский соблазн. Тот перенёс Христа на высокую гору и начал сулить ему владычество над всеми городами, которые они увидели с вершины. Конечно, при условии, что Божий сын перейдёт на сторону зла.

«Христос в пустыне». Как появился на свет шедевр Крамского
Василий Суриков. Искушение Христа. 1872 г. Русский музей, Санкт-Петербург

По Библии все размышления Христа касаются выбора между добром и злом.

Но вот у Крамского дьявола нет. Ведь человек здравомыслящий не видит дьявола наяву. О чем же тогда думает Христос Крамского?

Нам не нужно гадать. Сам художник все поясняет в переписке.

У его героя сильный характер. Он так неординарен, что может весь мир покорить. Но решает этого не делать, силой воли заглушая в себе общечеловеческие желания власти и богатства. И выбирает путь гораздо сложнее, не сулящий никаких благ «здесь и сейчас».

Вот эту борьбу с самим собой, перекраивание предназначения, внутреннюю ломку, мы и видим. Согласитесь, это требует очень сложной смеси эмоций и мыслей. Вот именно их Вы и видите на его лице. И невольно сопереживаете.

3. Необычные детали «Христа в пустыне»

На первый взгляд картина очень реалистична. Ведь все потустороннее в ней отбрасывается.

Остается реальный образ человека, который не первый день ходит по пустыне босыми ногами. Без еды и воды. Да ещё измученный долгими и серьезными раздумьями.

Но есть все же в картине толика мистики. Обратите внимание на камни вокруг Христа.

Внизу полотна — необычный камень. Его основание слишком узкое, чтобы он мог сам так стоять. Символ богоподобия Христа и его умения творить чудеса?

«Христос в пустыне». Как появился на свет шедевр Крамского
Иван Крамской. Фрагмент картины «Христос в пустыне». 1872 г.

А камень справа больше похож на рукотворную плиту. Она зловеще нависает над землёй как символ грядущих непосильных испытаний.

«Христос в пустыне». Как появился на свет шедевр Крамского

Влияние «Христа» Крамского на живопись

Для русской живописи такое изображение Христа было необычно. Когда нет никакого действия, никакого по сути сюжета. Одни лишь размышления.

Но такой образ закрепился. Так, Поленов создал серию картин с одиноким думающим проповедником.

Поленовский Христос тоже очень человечен.

«Христос в пустыне». Как появился на свет шедевр Крамского
Василий Поленов. Мечты. 1894 г. Радищевский музей, Саратов

Но ещё дальше в этом пошел Николай Ге. Его Христос — это внешне непримечательный человек невысокого роста. И только глаза выдают его большой ум и силу воли.

«Христос в пустыне». Как появился на свет шедевр Крамского
Николай Ге. Что есть истина? 1890 г. Третьяковская галерея, Москва

Цена «Христа в пустыне»

Крамской работал над картиной 5 лет. Не считая вынашивания замысла и первых эскизов.

Он мог себе это позволить благодаря Третьякову. Вернее, его готовности покупать не декоративные картины для столовых, а работы с глубоким смыслом.

Это, конечно, уникальная ситуация. Художник мог выразить то, что хотел, даже если для этого ему нужно 5 лет!

Какой еще заказчик картин будет готов на это? А Третьяков охотно окупал временные и душевные затраты художников.

Насколько я знаю, «Христос в пустыне» — самое дорогое приобретение Третьякова. Не торгуясь, он заплатил 6000 рублей (на наши деньги примерно 3 млн) за картину ещё до того, как ее увидела публика.

***

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.