
Гойя “Семья Карла IV”. Женщина без лица.
Портрет королевской семьи Гойи примечателен во многих отношениях: и тем, что на нем художник изобразил себя, и реалистичностью и некрасивостью лиц королевской четы. Однако больше всего в глаза бросается одна деталь – дама рядом с Королевой смотрит назад и её лица не видно.
Более подробно о картине читайте в статье “Женщина без лица на портрете семьи Карла IV”
Перейти на сайт “Дневник живописи: в каждой картине – тайна, судьба, послание”.
» data-medium-file=»https://i1.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2017/01/IMG_2302.jpg?fit=595%2C494&ssl=1″ data-large-file=»https://i1.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2017/01/IMG_2302.jpg?fit=900%2C748&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-5623″ title=»Гойя “Семья Карла IV”. Женщина без лица.» src=»https://i0.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2017/01/IMG_2302-960×798.jpg?resize=750%2C623&ssl=1″ alt=»Гойя “Семья Карла IV”. Женщина без лица.» width=»750″ height=»623″ sizes=»(max-width: 750px) 100vw, 750px» data-recalc-dims=»1″/>
Несмотря на всю свою любовь к живописи, я редко обращаю внимания на исторические портреты прошлых столетий. Ведь все они писались под заказ, и в большинстве случаев с учетом всевозможных пожеланий заказчиков. Само собой, внешность изображенных людей также всегда преукрашивалась.
Однако Портрет семьи Карла IV (1800), написанный Франсиско Гойей, выделяется среди множества заказных портретов. Внешность главных героев реалистична и явно не преукрашивалась – слишком уж откровенно некрасивы лица короля и королевы.
Дело в том, что Гойя на тот момент обладал уже значительным авторитетом и ему такие “выходки” были позволены.
Еще невозможно не обратить внимания на то, что рядом со старшим сыном королевской четы, будущим королем Фердинандом VII (слева в голубом), стоит женщина “без лица”.

Когда я впервые увидела картину, я долго недоумевала: как вообще такое возможно? Эта женщина так не пришлась ко двору, что художника попросили отвернуть ее лицо от зрителя? Почему ее тогда вообще изобразили, тем более так близко к самой королеве?
Только потом я узнала, что на момент написания картины (1800 г.), невеста для наследного принца еще не была выбрана. Предполагалось, что Гойя дорисует ее лицо, как только станет известно имя будущей королевы.
Кстати, принц женился в 1802 году на младшей дочери короля Сицилии. Почему лицо принцессы так и не было изображено на семейном портрете, остается загадкой.
Более подробно об этом читайте в статье “Женщина без лица на портрете семьи Карла IV”.
сайта “Живопись рядом: о картинах и музеях легко и интересно”.
» data-medium-file=»https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2015/10/image43.jpg?fit=595%2C829&ssl=1″ data-large-file=»https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2015/10/image43.jpg?fit=656%2C914&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-163 size-thumbnail» title=»Гойя “Семья Карла IV”. Женщина без лица.» src=»https://i2.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2015/10/image43-480×640.jpg?resize=480%2C640&ssl=1″ alt=»Гойя “Семья Карла IV”. Женщина без лица.» width=»480″ height=»640″ data-recalc-dims=»1″/>
Я только могу предположить, что об этом не распорядилась еще действующая на тот момент королева Мария-Луиза Пармская. Насколько известно, она искренне недолюбливала свою невестку. Ведь Мария-Антониа по наставлению своей матери уговаривала своего супруга уменьшить влияние на политическую жизнь страны министра Годоя – фаворита королевы. К тому же, принцесса так и не справилась со своей главной задачей – обе ее беременности закончились выкидышами. В 1806 году она умерла.
Не могу не упомянуть, что второй раз Фердинанд VII женился лишь через 10 лет уже будучи королем. Новой королевой стала дочь короля Португалии Мария-Изабелла Португальская.
Более подробно о музее читайте в статье “Прогулка по музею Прадо: 7 картин, которые стоит увидеть”.
сайта “Дневник живописи: в каждой картине – история, судьба, тайна”.
» data-medium-file=»https://i1.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/05/image-46.jpeg?fit=595%2C750&ssl=1″ data-large-file=»https://i1.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/05/image-46.jpeg?fit=812%2C1024&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-2158 size-thumbnail» title=»Гойя “Семья Карла IV”. Женщина без лица.» src=»https://i2.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/05/image-46-480×640.jpeg?resize=480%2C640&ssl=1″ alt=»Гойя “Семья Карла IV”. Женщина без лица.» width=»480″ height=»640″ data-recalc-dims=»1″/>
Несмотря на то, что Марии-Изабелле довелось побыть королевой всего 2 года (она умерла во время тяжелых родов из-за врачебной ошибки), она успела немало сделать для своей новой родины. Именно ей Испания обязана открытием в 1819 году музея Прадо.
О самом музее и моих самых любимых работах в нем читайте в статье “Прогулка по музею Прадо. 7 картин, которые стоит увидеть”.
Не могу не отметить, что оба портрета жен короля были написаны вторым по значимости после Гойи художником своего времени, Висенте Лопесом Портаньей.
Он также служил при дворе и писал портреты в нео-классическом стиле. Его кисти принадлежит и портрет Франсиско Гойи. Так что у нас есть возможность увидеть мастера не только на его же автопортретах.
Более подробно о творчестве Гойи читайте в статье “Самобытный Гойя и его Маха обнаженная”.
сайта “Дневник живописи: в каждой картине – история, судьба, тайна”.
» data-medium-file=»https://i2.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/05/image-45.jpeg?fit=595%2C732&ssl=1″ data-large-file=»https://i2.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/05/image-45.jpeg?fit=832%2C1024&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-2163 size-thumbnail» title=»Гойя “Семья Карла IV”. Женщина без лица.» src=»https://i1.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/05/image-45-480×640.jpeg?resize=480%2C640&ssl=1″ alt=»Гойя “Семья Карла IV”. Женщина без лица.» width=»480″ height=»640″ data-recalc-dims=»1″/>
***
Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.
Leave a Reply