» Арт » Голубые танцовщицы Дега. 5 невероятных фактов о картине

Голубые танцовщицы Дега. 5 невероятных фактов о картине

Картина “Голубые танцовщицы” Эдгара Дега – одна из самых выдающихся работ художника с эстетической точки зрения. Сияние голубой краски и изящные позы балерин прекрасны сами по себе. Кажется, что четыре балерины кружатся в грациозном танце. На самом деле они не танцуют. И их вовсе не четыре. И вообще они должны были быть черно-белыми.

О картине читайте в статье “Голубые танцовщицы Дега. 5 невероятных фактов о картине”.

А также в статье “Эдгар Дега: 7 выдающихся картин художника”.

сайта “Дневник живописи: в каждой картине – история, судьба, тайна”.

» data-medium-file=»https://i2.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/07/image-7.jpeg?fit=595%2C581&ssl=1″ data-large-file=»https://i2.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/07/image-7.jpeg?fit=900%2C878&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-2790 size-medium» title=»Голубые танцовщицы Дега. 5 невероятных фактов о картине» src=»https://i1.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/07/image-7-595×581.jpeg?resize=595%2C581&ssl=1″ alt=»Голубые танцовщицы Дега. 5 невероятных фактов о картине» width=»595″ height=»581″ sizes=»(max-width: 595px) 100vw, 595px» data-recalc-dims=»1″/>

“Люди называют меня живописцем танцовщиц. Но им не приходит в голову, что мой интерес к танцовщицам продиктован интересом к движению и красивой одежде”. Эдгар Дега.

Эдгар Дега писал танцовщиц бесконечно много. На сцене Парижской оперы. В гримёрных. На изнурительных репетициях.

Он изображал их в момент триумфа. Уставшими и зевающими. Делающими растяжку. Поправляющими пуанты.

Картина “Голубые танцовщицы” (1897) похожа на главный аккорд во всей этой веренице работ. Она прекрасна. Как будто все остальные работы были лишь этюдами перед созданием этого шедевра.

Почему она так притягательна? Вот лишь 5 особенностей картины, которые делают её такой завораживающей.

1. Мерцающая пастель Дега

“Голубые танцовщицы” написаны пастелью. Кто не знает – это мягкие карандаши наподобие восковых мелков. Именно с их помощью можно добиться такого насыщенного цвета.

К тому же Дега изобрёл свой способ работы с пастелью. Он воздействовал на рисунок паром. Пастель размягчалась, и художник мог растушевать её пальцами или кистью. Это делало цвет ещё более мерцающим.

Однако у пастели есть один недостаток. Как и обычный мел, она может со временем осыпаться. Материал считается недолговечным по сравнению с масляными красками. Поэтому художники фиксируют его специальным раствором или обычным лаком для волос.

Дега не признавал ни одного известного фиксатива. Мастер справедливо считал, что все они “съедают” цвет. На самом деле, под воздействием любого закрепителя пастель тускнеет.

Приятель Дега, итальянский художник Чиалива разработал секретный состав. Он позволял сохранить цвет почти в первозданном виде. И значительно продлевал жизнь картине. Поэтому пастели Дега дошли до нас прекрасно сохранившимися. Чиалива унёс свой секрет в могилу.

Кстати, работы Дега могли быть и черно-белыми. Художник говорил, что будь его воля, он рисовал бы только углём. Но “все наседают, требуют цвета”.

Так что мы могли бы лицезреть не голубых танцовщиц, а черно-белых. Как, например, на рисунке “Восхищение Вирджинией”.

Эдгар Дега больше уделял внимание форме и линии, нежели цвету. Как он сам говорил, была бы его воля, он создавал бы только черно-белые рисунки. Но “публика наседает, требует цвета”. А иначе бы мы лицезрели только вот таких бесцветных балерин, как на рисунке “Восхищение Вирджинией”.

Более подробно о балеринах Дега читайте в статье “Голубые танцовщицы Дега. 5 невероятных фактов о картине”.

сайта “Дневник живописи: в каждой картине – история, судьба, тайна”.

» data-medium-file=»https://i2.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/06/image-16.jpeg?fit=595%2C809&ssl=1″ data-large-file=»https://i2.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/06/image-16.jpeg?fit=753%2C1024&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-2476 size-thumbnail» title=»Голубые танцовщицы Дега. 5 невероятных фактов о картине» src=»https://i2.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/06/image-16-480×640.jpeg?resize=480%2C640&ssl=1″ alt=»Голубые танцовщицы Дега. 5 невероятных фактов о картине» width=»480″ height=»640″ data-recalc-dims=»1″/>

Эдгар Дега. Восхищение Вирджинией. 1880-1883 гг. Национальная галерея искусств, Вашингтон

2. Волшебство композиции

Вы думаете, что на картине танцуют четыре балерины? На самом деле они не танцуют. И их вовсе не четыре.

Изображённые девушки готовятся выйти на сцену. Одна, в самом низу картины, наклонилась к пуанту. Две другие поправляют лямки платьев. А четвёртая держится за декорации, чтобы оглядеть свой наряд сзади. Но их движения так грациозны, что создаётся иллюзия танца.

Самое интересное, что на картине, скорее всего, не четыре разные девушки. Это одна танцовщица, запечатленная в разные моменты движения. В личных документах Дега обнаружили негативы фотографий балерины в разных позах. Возможно, именно по этим снимкам и создана композиция.

3. Картина написана по фотографии

Не доказано, что картина писалась с натуры. Возможно, она создана на основе фотоснимков.

Именно так Дега создал портрет Паулины Меттерних. Княгиня никогда ему не позировала. Он написал портрет на основе фотокарточки.

Голубые танцовщицы Дега. 5 невероятных фактов о картине
Голубые танцовщицы Дега. 5 невероятных фактов о картине

Слева: фото княгини Паулины. Справа: Портрет княгини Меттерних. Эдгар Дега. 1865 г. Лондонская национальная галерея.

Об этом удивительном портрете вы можете почитать в статье: “Эдгар Дега: вдохновитель Уорхола и портретист эпатажной княгини”.

На то, что картина сделана по фотографии указывают «срезанные» края.

Не все танцовщицы “поместились в кадр”. У двух из них “усечены” макушки. Как будто снимок был сделан без подготовки. А девушки и вовсе не заметили, что их снимают.

Такие же срезанные края встречаются у Дега при изображении купальщиц. У зрителя создаётся ощущение, что он подглядывает за женщиной сквозь замочную скважину или из-за угла.

Картина “Таз для мытья” Эдгара Дега – одна из серии, посвящённой купальщицам. На картинах художника они принимают ванну, причесывают волосы или вытираются полотенцем. Однако именно эта картина интересна своим нетривиальным композиционным решением – её правый угол Дега смело обрезает столом с туалетными принадлежностями. Для чего он это делает?

Более подробно о картине читайте в статье “Эдгар Дега: 7 выдающихся картин художника”.

сайта “Дневник живописи: в каждой картине – история, судьба, тайна”.

» data-medium-file=»https://i1.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/09/image-29.jpeg?fit=595%2C425&ssl=1″ data-large-file=»https://i1.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/09/image-29.jpeg?fit=900%2C643&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-3809 size-large» title=»Голубые танцовщицы Дега. 5 невероятных фактов о картине» src=»https://i0.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/09/image-29-960×686.jpeg?resize=900%2C643&ssl=1″ alt=»Голубые танцовщицы Дега. 5 невероятных фактов о картине» width=»900″ height=»643″ sizes=»(max-width: 900px) 100vw, 900px» data-recalc-dims=»1″/>

Эдгар Дега. Таз для мытья. 1886 г. Бумага, пастель. Музей Д’Орсе, Париж.

4. Самые красивые балерины Дега

Эдгар Дега был равнодушен к женщинам. А к своим моделям тем более. Он писал их беспристрастно, не приукрашивая. Поэтому его танцовщицы далеко не всегда грациозны и красивы. Художник стремился показать не декорации, созданные для зрителя. Он изображал саму жизнь, порой неприглядную.

На полотне «Две балетные танцовщицы» девушки в далеко не самых изящных позах. Они присели на лавку и делают растяжку.

Эдгар Дега писал танцовщиц бесконечно много. Но это далеко не всегда воздушные и прекрасные создания. Художник изображал их не всегда в выигрышной позе. Как, например, эти две балерины делают отнюдь не самую грациозную растяжку. Они нагнулись и словно не знают, что их рисуют. В них нет ничего прекрасного. Есть только то, что видит художник.

Более подробно о главных моделях Дега читайте в статьях:

“Голубые танцовщицы Дега: 5 невероятных фактов о картине”

“Картины Эдгара Дега: 7 выдающихся полотен художника”.

сайта “Дневник живописи: в каждой картине – история, судьба, тайна”.

» data-medium-file=»https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/06/image-11.jpeg?fit=595%2C418&ssl=1″ data-large-file=»https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/06/image-11.jpeg?fit=900%2C632&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-2461 size-full» title=»Голубые танцовщицы Дега. 5 невероятных фактов о картине» src=»https://i2.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/06/image-11.jpeg?resize=900%2C632″ alt=»Голубые танцовщицы Дега. 5 невероятных фактов о картине» width=»900″ height=»632″ sizes=»(max-width: 900px) 100vw, 900px» data-recalc-dims=»1″/>

Эдгар Дега. Две балетные танцовщицы. 1879 г. Музей Шелбурн, Вермут, США

Другая сценка из жизни танцовщицы тоже не для восхищения. Мы как бы приоткрыли дверь в её гримерную. Костюмер поправляет балерине платье. У неё недовольное, насупившееся лицо. Может быть, слишком туго затянули корсет. Она неуклюже согнула руки.

Дега написал немало картин с эффектом “подглядывания из-за угла”. Такой является и картина “Танцовщица в своей гримерной”. Композиция выстроена так, что как будто зритель приоткрыл дверь в гримерную балерины. Причём она об этом не подозревает. Она насупилась. Видимо слишком туго затянули корсет. А руки неуклюже расставила.

Более подробно об особенностях картин Дега читайте в статьях:

“Голубые танцовщицы Дега: 5 невероятных фактов о картине”.

“Эдгар Дега: 7 потрясающих картин художника”.

сайта “Дневник живописи: в каждой картине – история, судьба, тайна”.

» data-medium-file=»https://i1.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/06/image-15.jpeg?fit=595%2C920&ssl=1″ data-large-file=»https://i1.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/06/image-15.jpeg?fit=719%2C1112&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-2462 size-thumbnail» title=»Голубые танцовщицы Дега. 5 невероятных фактов о картине» src=»https://i1.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/06/image-15-480×640.jpeg?resize=480%2C640&ssl=1″ alt=»Голубые танцовщицы Дега. 5 невероятных фактов о картине» width=»480″ height=»640″ data-recalc-dims=»1″/>

Эдгар Дега. Танцовщица в своей гримерной. 1880 г. Фонд Оскара Рейарта, Винтертурец, Швейцария

На фоне этих некрасивых, хоть и жизненно правдивых сценок голубые танцовщицы кажутся воплощением грации и очарования.

5. Легенды Парижской оперы

Голубые танцовщицы стоят за кулисами. Через мгновение им предстоит выйти к зрителям. На сцену Парижской оперы. Этот театр до сих пор является одним из известнейших в мире. И если вы читали роман Гастона Леру “Призрак Оперы” или были на одноименном мюзикле, то наверняка знаете эти завораживающие легенды.

Логово Призрака Оперы находилось в катакомбах. К ним можно было проплыть на лодке по подземному озеру прямо под зданием Оперы. Там водились огромные сомы.

Что самое удивительное, это правда. Только под зданием находится не озеро, а большой резервуар с водой. Он построен на  случай пожара. И сомы в нем действительно водятся. Их подкармливают сотрудники театра. Правда на лодке проплыть по этому “озеру” не удастся – над резервуаром слишком низкий потолок.

Также Призрак Оперы требовал от директоров театра не продавать билеты в ложу № 5. Он считал её только своей. Ходят слухи, что билеты в эту ложу на самом деле раньше не продавали.

Сейчас вы можете купить билеты в ложу абсолютно свободно. Но она действительно принадлежит призраку Оперы. Судя по табличке на её двери.

Голубые танцовщицы Дега. 5 невероятных фактов о картине
Ложа Призрака Оперы

Перевод: Ложа 5 на 6 мест. Ложа Призрака Оперы.

Самое удивительное, что талант импрессиониста Дега был оценён при жизни. “Голубые танцовщицы” были им проданы за баснословные сумму – 60 000 франков!

Голубые танцовщицы Дега. 5 невероятных фактов о картине

Но деньги особого счастья Дега не приносили. У него не было семьи. Он считался отшельником. Редко выходил из своей мастерской. На двери его квартиры была замысловатая щеколда. Ей художник мог управлять ей из своей мастерской, со второго этажа. Если гость был нежеланным, щеколда на двери так и не поднималась. И она очень часто не поднималась.

О другой картине Дега с необычной судьбой читайте в статье “Танцовщицы Дега. История спасения одной картины”.

***

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Главная иллюстрация: Эдгар Дега. Голубые танцовщицы. 1897. Галерея искусств Америки и Европы XIX-XX вв. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.