
Голландская и фламандская живопись. Как научиться различать
Содержание:
В конце XVI века некогда единые Нидерланды были поделены на две части. Одна из них стала протестантской Голландией с запретом на изображение святых.
А Фландрия (южная часть Нидерландов) осталась под управлением Испании. И в этой части остался католицизм и любовь к религиозным сюжетам.
Конечно, это очень сказалось на живописи. В этом явлении живописного раскола нам поможет разобраться выставка «Золотой XVII век». Она проходит в галерее «Центр Искусств. Москва».
Выставка образовательная, то есть она даёт возможность сравнить картины голландских и фламандских художников и найти сходства и различия в их работах.
Кстати, это разделение страны вот так видели фламандцы.

На этой картине Франкен Младший показывает ученых мужей Фландрии в окружении произведений искусства. А справа голландцы представлены в виде ослиноголовых созданий. Один из них разбивает скульптуру, другой – музыкальный инструмент. А третий лезет за факелом с намерением сжечь книги.
Художник описывает вот таким образом иконоборческое восстание протестантов в 1566 году. Когда было сожжено немало произведений искусства в католических церквях.
Итак, раскол произошел. Теперь посмотрим, как это сказалось на живописи.
Трехцветка
Фламандцы использовали трёхцветку, следуя традициям Ренессанса XVI века. На многих картинах предыдущего века мы часто видим яркие пятна желтой, красной и синей краски. Этот прием мы найдем и у фламандца.

Прямо посередине полотна нам бросаются в глаза одежды синего, красного и желтого цветов.
Это и есть та самая трёхцветка.
У голландцев мы таких ярких красок не увидим. Все оттенки приглушённые.

Ещё существует такое понятие, как пейзажная трёхцветка. И опять же фламандцы ее использовали. Это когда передний план изображён с помощью желто-коричневых цветов, средний план с помощью зелёных оттенков, а дальний – синих.
Голландцы же от такой традиции чаще отказывались. Если сравнить ранее рассмотренные работы, это различие хорошо заметно.

Линия горизонта
Также при сравнении картин мы видим ещё одно существенное различие. Фламандцы использовали довольно высокий горизонт. Голландцы же часто его опускали ближе к нижнему краю картины.
На выставке «Золотой XVII век» можно найти ещё вот такую интересную работу с Христом-садовником.

Может показаться, что фламандец превращает сюжет из Библии в бытовой жанр. Однако он, наоборот, буквально описывает событие из Евангелия Иоанна. Когда Мария Магдалина обнаружила, что Христа нет в гробнице, она побрела прочь. И встретила воскресшего Христа.
Поначалу она приняла его за садовника. И спросила, не причастен ли он к исчезновению тела Сына Божьего. И только через мгновение узнала его и захотела дотронуться. После чего Иисус попросил ее не делать этого, ибо не взошёл он ещё на небеса к Отцу Своему.
Давайте проанализируем эту работу согласно уже известным нам особенностям фламандской живописи.
Мы видим яркие цветные пятна одежды героев. Это не совсем трёхцветка. Так как синий цвет был цветом Мадонны. И художник не стал добавлять его в одеяние Марии Магдалины. К тому же сюжет о Христе-садовнике предполагает наличие большого количества зеленого.
Но классическую пейзажную трёхцветку мы тут все же наблюдаем. Охристые оттенки земли на переднем плане, много зеленого на среднем и голубой — на дальнем.
Также мы видим довольно высокий горизонт.
И обратите внимание ещё на одну особенность колорита.
Такое цветовое решение называется локальным. Это когда фигуры освещены постановочным идеальным светом. Иллюзия объема создана с помощью светотени. Эта светотень представляет из себя переход от светлых оттенков к темным одного и того же цвета.
Однако голландцы понимали, что свет может быть в реальности очень разным, а значит по-разному влиять на цвет. И одними из первых в мире, вслед за поздним Тицианом и Тинторетто, начали использовать так называемый тональный колорит. Это когда изображается реалистичный свет, особенным образом влияющий на цвет объектов и фигур.
Так, у голландца Моленара мы видим пасмурную погоду и рассеянный слабый свет. Фигуры людей местами очень затемнены. И речь вообще не идёт об идеальном освещении каждой фигуры.

Наоборот, создаётся впечатление, что пространство и фигуры образуют единое целое, как будто все обволокло серо-свинцовым цветом. И даже красные детали одежды в таком освещении выглядят коричневыми.
Сюжет и степень роскоши
Также в самом начале статьи я сказала о самом очевидном различии. Фламандцы остались католиками и продолжили создавать картины с изображением мифологических и религиозных сюжетов.
Именно у фламандцев мы можем найти вот такую работу о Венере и Вулкане.

А вот голландцы сосредоточились на бытовом жанре. И если обращались к библейским сюжетам, то очень завуалированно. Так Симон Кик изобразил человека в таверне. Но вполне возможно, что это аллюзия на евангельскую притчу о Блудном Сыне. Но ничто прямо на это не указывает.

Также обратите внимание, насколько роскошна картина Брейгеля и Виллемсена.

Заказчиками фламандцев были аристократы, которые предпочитали много изысканных деталей.
А вот у голландцев заказчиками часто были обычные горожане. Да, среди них были и бургомистры (мэры городов). Но порой это были и владельцы булочных или мясных лавок. Роскошь им была не нужна. И это неизменно сказывалось на живописи.

Самый простой способ отличить фламандца от голландца
Существует очень простой способ понять, кто перед Вами: фламандец или голландец. Смотрите на таблички у картин. Если на них указан город, в котором родился и умер художник, то задача решена.
Фламандские художники работали в Антверпене. Да, именно в этом городе жили почти все великие мастера-фламандцы. Питер Пауль Рубенс, Антонис ван Дейк (до отъезда в Англию). И те художники, которых мы уже упоминали в этой статье. Братья Франс и Иероним Франкены Младшие, Ян Брейгель Младший (внук Питера Брейгеля Старшего) и другие.
А вот голландцы работали в разных городах. И у них было несколько школ. Ян Вермеер работал в Делфте. А Рембрандт в Амстердаме. Там же жил упомянутый в статье Симон Кик. А вот Остаде и Моленар творили в Харлеме.
Все эти особенности фламандской и голландской живописи можно оценить на прекрасной выставке галереи «Центр Искусств. Москва» по адресу Волхонка, 15 (рядом с Храмом Христа Спасителя). Выставка работает до 31 марта 2022 года.
***
Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.
Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.
Нашли опечатку/ошибку в тексте? Напишите мне, пожалуйста: oxana.kopenkina@arts-dnevnik.ru.
Онлайн-курсы по искусству
Leave a Reply