» Арт » Фрески Джотто. Между иконой и реализмом Возрождения

Фрески Джотто. Между иконой и реализмом Возрождения

Фрески Джотто. Между иконой и реализмом Возрождения

Наверняка вы слышали, что отцом Возрождения считается Джотто (1266-1337 гг). Это так. И даже больше. С Джотто начинается современная европейская живопись. До него были иконы. После него совершенно новое искусство. Которое просуществовало вплоть до импрессионизма конца 19 века.

Возможно, вы раньше видели его фрески. Современному человеку сложно понять, что же в них необычного. Но когда видишь работы его предшественников и современников, поражаешься. Как ему удалось это создать? Просто с чистого листа! С нуля.

На рубеже 13 и 14 веков это было подобно чуду. В Капеллу Скровеньи, которую расписал Джотто, стали ходить толпы людей. Они не могли поверить своим глазам. Они видели что-то совершенно новое.

Попробуем посмотреть на работы Джотто глазами его современников. Чтобы ощутить всю его революционность.

До Джотто

Джотто жил и работал в Италии. Страна была под сильным влиянием Византии. А византийская живопись – это иконы. Со строгими канонами. Они очень хорошо вторили мировоззрению средневекового человека. Главное – это духовные качества. Аскетический образ жизни. Борьба с земными соблазнами.

Все это проявлялось и в живописи. Посмотрите на фреску 13 века.

Фреска упоминается в статье “Фрески Джотто. Между иконой и реализмом Возрождения”.

сайта “Дневник живописи. В каждой картине – тайна, судьба, послание”.

» data-medium-file=»https://i1.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/11/IMG_1804.jpg?fit=595%2C437&ssl=1″ data-large-file=»https://i1.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/11/IMG_1804.jpg?fit=900%2C660&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-4856 size-full» title=»Фрески Джотто. Между иконой и реализмом Возрождения» src=»https://i1.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/11/IMG_1804.jpg?resize=900%2C660″ alt=»Фрески Джотто. Между иконой и реализмом Возрождения» width=»900″ height=»660″ sizes=»(max-width: 900px) 100vw, 900px» data-recalc-dims=»1″/>

Неизвестный итальянский мастер. Пожертвования Константина. 13 век. Фреска в монастыре Санти-Куаттро-Коронати в Риме

Плоские, символические лица. То есть лики. Фигуры статичны, одинаковы. Складки одежды неестественны. Конь со всадником подвешены в воздухе. Архитектура игрушечна. Ведь духовное для средневекового человека важнее телесного. А значит мастеру нет смысла добиваться реалистичности физического мира.

Новаторство Джотто

Легче всего понять новаторство Джотто на примере его главного шедевра. Цикла фресок в Капелле Скровеньи в Падуе.

Это сюжеты из жизни Марии и Иисуса Христа. Размером 2,5 на 2 м. 39 изображений.

Взглянем буквально на несколько из них. Этого достаточно, чтобы понять всю гениальность Джотто.

1. Благовещение святой Анне

О фреске читайте в статье “Фрески Джотто. Между иконой и реализмом Возрождения”.

сайта “Дневник живописи. В каждой картине – тайна, судьба, послание”.

» data-medium-file=»https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/11/IMG_1798.jpg?fit=595%2C562&ssl=1″ data-large-file=»https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/11/IMG_1798.jpg?fit=900%2C849&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-4850 size-medium» title=»Фрески Джотто. Между иконой и реализмом Возрождения» src=»https://i2.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/11/IMG_1798-595×562.jpg?resize=595%2C562&ssl=1″ alt=»Фрески Джотто. Между иконой и реализмом Возрождения» width=»595″ height=»562″ sizes=»(max-width: 595px) 100vw, 595px» data-recalc-dims=»1″/>

Джотто. Благовещение святой Анне. 1303-1305 гг. Капелла Скровеньи в Падуе, Италия

На фреске “Благовещение святой Анне” героиня получает благую весть от ангела. Уже немолодая женщина сможет зачать и родить девочку. Будущую святую Марию.

Впервые люди Средневековья увидели стареющее лицо. Настоящее. До этого святые кому за 50 изображались схематично, без особых признаков старости. Джотто тем самым приближается к правдивости жизни. Отходя от иконнописной символичности.

Фрески Джотто. Между иконой и реализмом Возрождения
Слева: неизвестный сербский мастер. Икона “Святая Анна с младенцем Марией”. 14 век. Загорский музей-заповедник, г. Сергиев-Посад, Россия. Справа: Джотто. Святая Анна.

Джотто первым преодолел плоскостность фигур. Он придаёт своим героям объём и вес. Чего вы не увидите у его предшественников.

Посмотрите на фигуру служанки, которая прядёт под лестницей. Это уже изображение живого человека. Мы видим ее объемность. Одно колено женщина отодвинула в сторону. А складки одежды вторят этому движению.

Это необычайно реалистично. Сравните ее хотя бы со святой Марией на иконе Гвидо да Сиена. Насколько ее складки символичны. Насколько фигура святой плоская. Хотя эти работы отделяет друг от друга всего пара десятилетий.

Фрески Джотто. Между иконой и реализмом Возрождения
Слева: Джотто. Благовещение святой Анне. Фрагмент. Справа: Гвидо да Сиена (итальянский мастер). Поклонение волхвов. 1275-1280 гг. Альтенбург, Музей Линденау, Германия

Ещё один интересный момент. Герои изображены в интерьере. Мы видим бытовые подробности их жизни. Полка, сундук, скамья. До Джотто в интерьере людей не изображали. А ведь это делает изображение ещё более реалистичным.

2. Встреча у золотых ворот.

О фреске читайте в статье “Фрески Джотто. Между иконой и реализмом Возрождения”.

сайта “Дневник живописи. В каждой картине – тайна, судьба, послание”.

» data-medium-file=»https://i1.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/11/IMG_1802.jpg?fit=595%2C548&ssl=1″ data-large-file=»https://i1.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/11/IMG_1802.jpg?fit=900%2C830&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-4854 size-medium» title=»Фрески Джотто. Между иконой и реализмом Возрождения» src=»https://i1.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/11/IMG_1802-595×548.jpg?resize=595%2C548&ssl=1″ alt=»Фрески Джотто. Между иконой и реализмом Возрождения» width=»595″ height=»548″ sizes=»(max-width: 595px) 100vw, 595px» data-recalc-dims=»1″/>

Джотто. Встреча у золотых ворот. 1303-1305 гг. Фреска в Капелле Скровеньи в Падуе, Италия

Будущие родители святой Марии, Иоаким и Анна встретились у золотых ворот. Муж без слов понял, что хочет ему поведать жена. В порыве нежных чувств двое уже немолодых людей целуются.

Джотто показал нежные интимные чувства людей очень выразительно. До Джотто такой искренности чувств вы не найдёте. Настолько объятия супругов нежны. Настолько трогателен их поцелуй.

О фреске читайте в статье “Фрески Джотто. Между иконой и реализмом Возрождения”.

сайта “Дневник живописи. В каждой картине – тайна, судьба, послание”.

» data-medium-file=»https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/11/IMG_1843.jpg?fit=595%2C693&ssl=1″ data-large-file=»https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/11/IMG_1843.jpg?fit=900%2C1048&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-4919 size-medium» title=»Фрески Джотто. Между иконой и реализмом Возрождения» src=»https://i0.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/11/IMG_1843-595×693.jpg?resize=595%2C693&ssl=1″ alt=»Фрески Джотто. Между иконой и реализмом Возрождения» width=»595″ height=»693″ sizes=»(max-width: 595px) 100vw, 595px» data-recalc-dims=»1″/>

Джотто. Встреча у золотых ворот. Фрагмент. 1303-1305 гг. Фреска в Капелле Скровеньи в Падуе, Италия

Обратите внимания, что Иоаким и Анна находятся не в центре. Они смещены влево. В центре – женщины в чёрном и белом. Возможно, они символичны. Мол, рядом с счастьем всегда ходит горе. Ведь все мы знаем, какую мучительную утрату придётся перенести их дочери Марии.

Здесь мы можем смело утверждать, что Джотто первым создал композицию. Ему эта сцена виделась именно так. Он вкладывал определённый смысл в то, чтобы второстепенные фигуры поместить в центре.

До Джотто понятия композиции просто не существовало. И средневековый мастер поместил бы супругов ровно по середине.

Миниатюра упоминается в статье «Фрески Джотто. Между иконой и реализмом Возрождения».

сайта «Дневник живописи. В каждой картине — тайна, судьба, послание».

» data-medium-file=»https://i2.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/12/IMG_2105.jpg?fit=595%2C404&ssl=1″ data-large-file=»https://i2.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/12/IMG_2105.jpg?fit=695%2C472&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-5347 size-full» title=»Фрески Джотто. Между иконой и реализмом Возрождения» src=»https://i0.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/12/IMG_2105.jpg?resize=695%2C472″ alt=»Фрески Джотто. Между иконой и реализмом Возрождения» width=»695″ height=»472″ sizes=»(max-width: 695px) 100vw, 695px» data-recalc-dims=»1″/>

Миниатюра “Встреча у золотых ворот”. Минологий Василия II. 10 век. Хранится в Ватиканской библиотеке, Ватикан

3. Поклонение волхвов

О фреске читайте в статье “Фрески Джотто. Между иконой и реализмом Возрождения”.

сайта “Дневник живописи. В каждой картине – тайна, судьба, послание”.

» data-medium-file=»https://i1.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/11/IMG_1792.jpg?fit=595%2C604&ssl=1″ data-large-file=»https://i1.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/11/IMG_1792.jpg?fit=900%2C913&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-4844 size-large» title=»Фрески Джотто. Между иконой и реализмом Возрождения» src=»https://i0.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/11/IMG_1792-960×974.jpg?resize=900%2C913&ssl=1″ alt=»Фрески Джотто. Между иконой и реализмом Возрождения» width=»900″ height=»913″ sizes=»(max-width: 900px) 100vw, 900px» data-recalc-dims=»1″/>

Джотто. Поклонение волхвов. 1303-1305 гг. Фреска в Капелле Скровеньи в Падуе, Италия

Джотто отступает от принятого в то время золотого фона. Он пишет свои фрески с голубым небом. Это уже настоящее трёхмерное пространство. А не абстрактная золотая пустота.

Его герои твёрдо стоят на ногах. Вспомните, как этим пренебрегали мастера до него. Лошади и люди могли “парить” над землёй.

Ещё герои Джотто полны внутреннего достоинства. Это чистосердечные люди. Живые люди. В отличие от ликов-масок Византии.

Всем известные библейские сюжеты мастер делает правдивыми, жизненными. Как будто это происходит в реальности. С реальными людьми.

О фреске читайте в статье “Фрески Джотто. Между иконой и реализмом Возрождения”.

сайта “Дневник живописи. В каждой картине – тайна, судьба, послание”.

» data-medium-file=»https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/11/IMG_1827.jpg?fit=595%2C711&ssl=1″ data-large-file=»https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/11/IMG_1827.jpg?fit=900%2C1076&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-4891 size-medium» title=»Фрески Джотто. Между иконой и реализмом Возрождения» src=»https://i2.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/11/IMG_1827-595×711.jpg?resize=595%2C711&ssl=1″ alt=»Фрески Джотто. Между иконой и реализмом Возрождения» width=»595″ height=»711″ sizes=»(max-width: 595px) 100vw, 595px» data-recalc-dims=»1″/>

Джотто. Поклонение волхвов. 1303-1305 гг. Фреска в Капелле Скровеньи в Падуе, Италия

Сравните “Поклонение волхвов” двух мастеров-современников. И вы поймёте все изумление людей, которые впервые видели работы Джотто. Ведь мастер как бы объяснил потусторонние, трансцендентные библейские сюжеты простым, понятным языком.

Фрески Джотто. Между иконой и реализмом Возрождения
Слева: Гвидо да Сиена (итальянский мастер). Поклонение волхвов. 1275-1280 гг. Альтенбург, Музей Линденау, Германия. Справа: Джотто. Поклонение волхвов.

Кстати, изображённая в небе звезда необычна. Считается, что Джотто изобразил комету Галлею, которая была видна невооружённым взглядом в 1301 году.

4. Поцелуй Иуды

О картине читайте в статье “Поцелуй Иуды” Джотто. Почему это шедевр?”

сайта “Дневник живописи. В каждой картине – тайна, судьба, послание”.

» data-medium-file=»https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/11/IMG_1788.jpg?fit=595%2C576&ssl=1″ data-large-file=»https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/11/IMG_1788.jpg?fit=900%2C871&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-4839 size-medium» title=»Фрески Джотто. Между иконой и реализмом Возрождения» src=»https://i0.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/11/IMG_1788-595×576.jpg?resize=595%2C576&ssl=1″ alt=»Фрески Джотто. Между иконой и реализмом Возрождения» width=»595″ height=»576″ sizes=»(max-width: 595px) 100vw, 595px» data-recalc-dims=»1″/>

Джотто. Поцелуй Иуды. 1303-1305 гг. Фреска в Капелле Скровеньи в Падуе, Италия

На фреске изображена сцена предательства. Подкупленный Иуда должен подать страже знак. Чтобы те поняли, кто из стоящих – Иисус. Иуда должен его поцеловать.

О фреске читайте в статье “Поцелуй Иуды” Джотто. Почему это шедевр?”

сайта “Дневник живописи. В каждой картине – тайна, судьба, послание”.

» data-medium-file=»https://i2.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/11/IMG_1796.jpg?fit=595%2C628&ssl=1″ data-large-file=»https://i2.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/11/IMG_1796.jpg?fit=712%2C751&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-4848 size-medium» title=»Фрески Джотто. Между иконой и реализмом Возрождения» src=»https://i2.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/11/IMG_1796-595×628.jpg?resize=595%2C628&ssl=1″ alt=»Фрески Джотто. Между иконой и реализмом Возрождения» width=»595″ height=»628″ sizes=»(max-width: 595px) 100vw, 595px» data-recalc-dims=»1″/>

Джотто. Поцелуй Иуды. 1303-1305 гг. Фрагмент фрески в Капелле Скровеньи в Падуе, Италия

В центре мы видим два лица. Благородное, красивое лицо Христа с правильными чертами. Высокий лоб. Развитая шея здорового мужчины. И обезьяноподобное, уродливое лицо Иуды. Выделяющиеся надбровные дуги. Скошенный подбородок. Маленькие, как будто бегающие глаза.

Нравственная красота соединена с физической. А уродство физическое с нравственным уродством. Именно так и будет заведено после Джотто в эпоху Ренессанса. Красота лиц у благородных людей и уродство предателей.

Вспомните, каким страшным изображает Иуду Леонардо да Винчи на своей знаменитой фреске “Тайная вечеря”.

Фрески Джотто. Между иконой и реализмом Возрождения
Работы Леонардо да Винчи 1498 года. Слева: фрагмент фрески “Тайная вечеря”. Церковь Санта-Мария-делле-Грацие. Справа: “Голова Иуды”. Подготовительный рисунок к фреске “Тайная вечеря”. Замок Виндзор, Англия

Более подробно об этой фреске читайте в статье “Поцелуй Иуды” Джотто. Почему это шедевр?”

 5. Бичевание Христа

О фреске читайте в статье “Фрески Джотто. Между иконой и реализмом Возрождения”.

сайта “Дневник живописи. В каждой картине – тайна, судьба, послание”.

» data-medium-file=»https://i2.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/11/IMG_1784.jpg?fit=595%2C532&ssl=1″ data-large-file=»https://i2.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/11/IMG_1784.jpg?fit=900%2C804&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-4836 size-medium» title=»Фрески Джотто. Между иконой и реализмом Возрождения» src=»https://i2.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/11/IMG_1784-595×532.jpg?resize=595%2C532&ssl=1″ alt=»Фрески Джотто. Между иконой и реализмом Возрождения» width=»595″ height=»532″ sizes=»(max-width: 595px) 100vw, 595px» data-recalc-dims=»1″/>

Джотто. Бичевание Христа. 1303-1305 гг. Фреска в Капелле Скровеньи в Падуе, Италия

Объемность фигур особенно заметна на фреске “Бичевание Христа”. Они тяжеловесны. Даже глыбообразны. Это не удивительно. Джотто, конечно, не знал анатомию человека. Но он изо всех сил стремился показать людей объёмными. А значит реальными.

Эта фреска еще кое-чем примечательна. Посмотрите, насколько разные мучители Христа. И по внешности, и по выражению лиц. Такая индивидуальность до Джотто вообще не встречалась у средневековых мастеров.

О фреске читайте в статье “Фрески Джотто. Между иконой и реализмом Возрождения”.

сайта “Дневник живописи. В каждой картине – тайна, судьба, послание”.

» data-medium-file=»https://i2.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/11/IMG_1828.jpg?fit=595%2C601&ssl=1″ data-large-file=»https://i2.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/11/IMG_1828.jpg?fit=900%2C909&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-4892 size-medium» title=»Фрески Джотто. Между иконой и реализмом Возрождения» src=»https://i0.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/11/IMG_1828-595×601.jpg?resize=595%2C601&ssl=1″ alt=»Фрески Джотто. Между иконой и реализмом Возрождения» width=»595″ height=»601″ sizes=»(max-width: 595px) 100vw, 595px» data-recalc-dims=»1″/>

Джотто. Бичевание Христа. Фрагмент. 1303-1305 гг. Фреска в Капелле Скровеньи в Падуе, Италия

6. Оплакивание Христа

О фреске читайте в статье “Фрески Джотто. Между иконой и реализмом Возрождения”.

сайта “Дневник живописи. В каждой картине – тайна, судьба, послание”.

» data-medium-file=»https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/11/IMG_1786.jpg?fit=595%2C551&ssl=1″ data-large-file=»https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/11/IMG_1786.jpg?fit=900%2C833&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-4837 size-medium» title=»Фрески Джотто. Между иконой и реализмом Возрождения» src=»https://i0.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/11/IMG_1786-595×551.jpg?resize=595%2C551&ssl=1″ alt=»Фрески Джотто. Между иконой и реализмом Возрождения» width=»595″ height=»551″ sizes=»(max-width: 595px) 100vw, 595px» data-recalc-dims=»1″/>

Джотто. Оплакивание Христа. 1303-1305 гг. Фреска в Капелле Скровеньи в Падуе, Италия

Драма. Скорбь, горе изображены невероятно правдоподобно. Это уже не условные жесты. А самые настоящие эмоции.

О фреске читайте в статье “Фрески Джотто. Между иконой и реализмом Возрождения”.

сайта “Дневник живописи. В каждой картине – тайна, судьба, послание”.

» data-medium-file=»https://i2.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/11/IMG_1829.jpg?fit=595%2C715&ssl=1″ data-large-file=»https://i2.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/11/IMG_1829.jpg?fit=900%2C1081&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-4893 size-medium» title=»Фрески Джотто. Между иконой и реализмом Возрождения» src=»https://i0.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/11/IMG_1829-595×715.jpg?resize=595%2C715&ssl=1″ alt=»Фрески Джотто. Между иконой и реализмом Возрождения» width=»595″ height=»715″ sizes=»(max-width: 595px) 100vw, 595px» data-recalc-dims=»1″/>

Джотто. Оплакивание Христа. Фрагмент. 1303-1305 гг. Фреска в Капелле Скровеньи в Падуе, Италия

Достаточно просто сравнить с фреской того же 14 века. Разница колосальная. Не даром Джованни Боккаччо, итальянский писатель, сказал о Джотто: “Он вывел на свет искусство, в течение многих столетий погребенное”.

Фрески Джотто. Между иконой и реализмом Возрождения
Слева: Неизвестный мастер. Оплакивание Христа. Фреска в церкви св. Пантелеймона в Нерези (бывшая территория Византии), Македония. Вторая пол. 12 в. Справа: Джотто. Оплакивание Христа.

После Джотто

Ученики Джотто подхватили его новаторства. Казалось бы, вот  оно, Возрождение. Но на тот момент революции в искусстве не случилось. Ещё целое столетие после Джотто в искусстве главенствовала готика.

Взгляните на готическую картину Фабриано.

Картина упоминается в статье “Фрески Джотто. Между иконой и реализмом Возрождения”.

сайта “Дневник живописи. В каждой картине – тайна, судьба, послание”.

» data-medium-file=»https://i2.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/11/IMG_1820.jpg?fit=595%2C377&ssl=1″ data-large-file=»https://i2.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/11/IMG_1820.jpg?fit=900%2C570&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-4866 size-full» title=»Фрески Джотто. Между иконой и реализмом Возрождения» src=»https://i1.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/11/IMG_1820.jpg?resize=900%2C570″ alt=»Фрески Джотто. Между иконой и реализмом Возрождения» width=»900″ height=»570″ sizes=»(max-width: 900px) 100vw, 900px» data-recalc-dims=»1″/>

Джентиле да Фабриано. Поклонение волхвов. 1423 г. Галерея Уффицци, Флоренция, Италия

Тонкий рисунок. Благородство лиц. Изысканные костюмы. Много персонажей. Картина очень занимательна. Но это сказка. Это развлекательная живопись. Коллаж из впечатлений. Это очень далеко от Джотто. И очень далеко от реализма Возрождения.

Только через целый век идеи Джотто продолжили своё развитие в творчестве Мазаччо. Та же правдивость и жизненность эмоций. Трёхмерное пространство. И даже уже знание анатомии человеческого тела.

Фрески Джотто. Между иконой и реализмом Возрождения
Фрески Мазаччо в Капелле Бранкаччи, Флоренция. 1426-1427 гг. Слева: Изгнание из Рая. Справа: Крещение неофитов.

Фрески Джотто. Между иконой и реализмом Возрождения

 

Джотто опередил своё время. Он был человеком Возрождения. Но творил почти на 2 столетия раньше.

Можно предположить, что из-за своего новаторства Джотто был непонятым, нищим гением. Это не так. Люди толпами приходили смотреть на его фрески. Современники ценили и уважали его. И щедро платили ему.

Просто они не могли ещё до конца осознать его реформы и подхватить его знамя. Это сделают их потомки. О которых читайте в статье “Художники Эпохи Возрождения. 6 великих итальянских мастеров”.

***

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Англоязычная версия статьи