
Форнарина Рафаэля. История любви и тайного брака
Содержание:
Портрет предполагаемой возлюбленной Рафаэля несколько веков хранил свою тайну. При чистки картины в 1999 году на руке женщины было обнаружено обручальное кольцо. Означает ли оно, что Рафаэль был женат на этой женщине? Почему тогда ни он, ни его современники не упоминают об этом браке? И кто закрасил кольцо?
Ответы ищите в статье “Форнарина Рафаэля. История любви и тайного брака”.
сайта “Дневник живописи. В каждой картине – история, судьба, тайна”.
» data-medium-file=»https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/08/image-41.jpeg?fit=595%2C851&ssl=1″ data-large-file=»https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/08/image-41.jpeg?fit=640%2C915&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-3527 size-full» title=»Форнарина Рафаэля. История любви и тайного брака» src=»https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/08/image-41.jpeg?resize=640%2C915&ssl=1″ alt=»Форнарина Рафаэля. История любви и тайного брака» width=»640″ height=»915″ sizes=»(max-width: 640px) 100vw, 640px» data-recalc-dims=»1″/>
В последние годы жизни Рафаэль написал портрет женщины (1519). Она явно играла важную роль в жизни мастера. На предплечье – браслет с надписью “Рафаэль Урбинский”. Как будто окольцованная птица. Не остаётся сомнений, кому она принадлежит душой и телом.
Как оказалось, любовной связью ее отношения с Рафаэлем не ограничивались. Во время чистки картины в 1999 году было обнаружено закрашенное кольцо. На безымянном пальце левой руки. Очевидно, оно обручальное. К тому же в волосах женщины – украшение с большой жемчужиной. Такие броши могли носить только замужние женщины.
Рафаэль был женат на этой женщине? Тогда почему об этом браке не упоминает ни Рафаэль, ни его современники? Кто и зачем закрасил кольцо? Попробуем разобраться.
Об удивительной истории Рафаэля и его возлюбленной читайте в статье “Форнарина Рафаэля. История любви и тайного брака”.
сайта “Дневник живописи. В каждой картине – история, судьба, тайна”.
» data-medium-file=»https://i2.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/08/image-40.jpeg?fit=595%2C724&ssl=1″ data-large-file=»https://i2.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/08/image-40.jpeg?fit=631%2C768&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-3522 size-full» title=»Форнарина Рафаэля. История любви и тайного брака» src=»https://i0.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/08/image-40.jpeg?resize=631%2C768″ alt=»Форнарина Рафаэля. История любви и тайного брака» width=»631″ height=»768″ sizes=»(max-width: 631px) 100vw, 631px» data-recalc-dims=»1″/>
Донна Велата и Форнарина
Вазари, современник Рафаэля, пишет, что однажды Рафаэль создал портрет женщины невиданной красоты. И что это была женщина, которую Рафаэль любил до конца своих дней. Речь идёт о “Донне Велате”.
Об этом читайте в статье “Форнарина Рафаэля. История любви и тайного брака”.
сайта “Дневник живописи. В каждой картине – история, судьба, тайна”.
» data-medium-file=»https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/08/image-28.jpeg?fit=595%2C766&ssl=1″ data-large-file=»https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/08/image-28.jpeg?fit=600%2C772&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-3369 size-full» title=»Форнарина Рафаэля. История любви и тайного брака» src=»https://i2.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/08/image-28.jpeg?resize=600%2C772″ alt=»Форнарина Рафаэля. История любви и тайного брака» width=»600″ height=»772″ sizes=»(max-width: 600px) 100vw, 600px» data-recalc-dims=»1″/>
Обратите внимания, что в волосах девушки то же украшение, что и на первом портрете. Только написано оно было на 2-3 года раньше. Донна Велата с итальянского переводится, как “женщина с покрывалом”. Такие накидки надевали замужние римлянки.
Так что, если на обоих портретах одна и та же женщина, то тайное венчание состоялось до написания “Донны Велаты” в 1516 году.
Правда женщины не очень похожи. Возможно, это связано с тем, что Рафаэль не успел дописать лицо на портрете обнаженной супруги. После его внезапной смерти его закончил ученик и друг Рафаэля – Джулио Пиппи (Романо). После чего он и продал портрет. Предварительно закрасив кольцо. Зачем же он это сделал?
Кардинал Биббиена и Рафаэль
Ответ мы можем также найти в биографии Рафаэля, написанной Вазари. Он пишет, что могущественный кардинал Биббиена предложил Рафаэлю жениться на своей племяннице Марии.
Рафаэль не мог отказать такому человеку. Однако сумел отложить помолвку. Он сказал кардиналу, что не против такого союза, но хотел бы 3-4 года подождать. Возможно, он надеялся, что за это время ситуация разрешиться сама собой.
Но кардинал вернулся к этому вопросу через отведённый срок. Рафаэлю ничего не оставалось, как объявить себя официальным женихом Марии Биббиена. Однако день свадьбы постоянно откладывал. Девушка так и не дождалась замужества. Она умерла ещё до кончины Рафаэля.
Ответы ищите в статье “Форнарина Рафаэля. История любви и тайного брака”.
сайта “Дневник живописи. В каждой картине – история, судьба, тайна”.
» data-medium-file=»https://i2.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/08/image-30.jpeg?fit=595%2C762&ssl=1″ data-large-file=»https://i2.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/08/image-30.jpeg?fit=900%2C1152&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-3483 size-full» title=»Форнарина Рафаэля. История любви и тайного брака» src=»https://i0.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/08/image-30.jpeg?resize=900%2C1152″ alt=»Форнарина Рафаэля. История любви и тайного брака» width=»900″ height=»1152″ sizes=»(max-width: 900px) 100vw, 900px» data-recalc-dims=»1″/>
Когда Рафаэль умер, его ученикам было поручено доделать все заказы. В том числе была не закончена роспись нескольких залов в Ватикане. Если бы о тайном браке стало известно кардиналу, разразился бы скандал. Репутация Рафаэля была бы подорвана. Его ученики лишились бы всех заказов Ватикана.
Джулио Романо не мог этого допустить. Он сделал все, чтобы о браке его друга никто не узнал. Закрасил кольцо. Продал картину якобы безымянной девушки-модели.
Судьба Форнарины после смерти Рафаэля
Как же сложилась судьба любимой женщины Рафаэля? Вазари пишет, что Рафаэль, понимая, что умирает, выслал возлюбленную из своего дома и распорядился обеспечить ей безбедную жизнь.
Однако в конце 19 века историк Антонио Валери обнаружил в библиотеке список монахинь одного из римских монастырей для падших женщин. В нем значилась монахиня, которая при поступлении в августе 1520 года (через 4 месяца после смерти Рафаэля) себя обозначила как “Маргарита Лути, вдова Рафаэля”. Так стало известно настоящее имя девушки с портрета. И ещё один факт, указывающий на то, что Рафаэль был женат на ней.
Павел Муратов, знаток итальянского искусства, уверен, что её сослали в монастырь насильно. Хотя Рафаэль её полностью обеспечил, после его смерти она уже была беззащитна. Никому не нужно было, чтобы она обнародовала свои отношения с Рафаэлем. Ведь он был похоронен, как жених племянницы кардинала.
Об этом читайте в статье “Форнарина Рафаэля. История одной любви и тайного брака”.
сайта “Дневник живописи. В каждой картине – история, судьба, тайна”.
» data-medium-file=»https://i2.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/09/image.jpeg?fit=573%2C768&ssl=1″ data-large-file=»https://i2.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/09/image.jpeg?fit=573%2C768&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-3558 size-full» title=»Форнарина Рафаэля. История любви и тайного брака» src=»https://i2.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/09/image.jpeg?resize=573%2C768″ alt=»Форнарина Рафаэля. История любви и тайного брака» width=»573″ height=»768″ data-recalc-dims=»1″/>
Легенды о Форнарине и Рафаэле
Портрет называется “Форнарина”. Именно так и принято называть возлюбленную Рафаэля. Однако он сам никогда её так не называл. Это имя было придумано в 18 веке. На итальянском языке в то время это было вульгарное, грубое обозначение любовницы. Хлеб при выпекании поднимается. Так и умелая любовница воздействует на мужчину, как печь на хлеб.
Однако позже родилась легенда, что она была дочерью пекаря (корень слова “Форнарина” означает “пекарь” на итальянском языке). Хотя я думаю, что Маргарита Лути не имела никакого отношения к пекарям.
Вообще в 18-19 веках было придумано немало легенд о Форнарине и Рафаэле. С лёгкой руки итальянского писателя Конолли (“Жизнь Рафаэля”, 1790 г.) эти выдумки стали приниматься за реальные истории из жизни мастера. Хотя в середине 19 века было доказано, что многие из них недостоверны. Самое печальное, что до сих пор эти факты выдаются за чистую монету на большинстве интернет-ресурсов.
Якобы Форнарина была развратной куртизанкой. Именно она погубила Рафаэля, буквально истощив его своей сексуальной ненасытностью. Создавая эту легенду, Конолли опирался на слова Вазари. Тот пишет, что Рафаэль был любвеобилен и однажды слишком много сил отдал любовным утехам. В результате ослаб и заболел.
Однако Конолли не учёл, что во времена Рафаэля и Вазари люди серьезно верили, что частый секс приводит к истощению организма. Сейчас медицина уже это опровергает.
Смерть Рафаэля
Я думаю, что Рафаэль ослаб от тяжкого и непосильного труда. Он был перегружен работой. Каждый богатый человек Италии стремился заказать ему Мадонну или свой портрет. Ватикан заказал роспись нескольких залов. К тому же его назначили главным архитектором Собора святого Петра. Также он отвечал за все раскопки Рима. Сюда приплюсуйте необходимость вести светскую жизнь: ужины, сборы гуманистов.
В письме к своему другу Кастильоне Рафаэль пишет о том, что Папа Римский назначил его ответственным за собор святого Петра. Рассуждает о непосильности этой ноши. Он задается вопросом, вынесут ли его плечи такую тяжесть? Не сгорит ли он, как Икар?
К сожалению, сгорел. Сильно измотанный работой, однажды он почувствовал недомогание. Врачебная ошибка довершила дело. Ему пустили кровь, окончательно ослабив организм мастера. Его не стало в день его рождения, 6 апреля 1520 года.
Дата смерти Маргариты Лути неизвестна. В пантеоне Ватикана рядом с Рафаэлем покоится его официальная невеста Мария Биббиена.
Форнарина вдохновляет других художников
Джулио Романо (тот, который закрасил кольцо) был любимым учеником Рафаэля. Он очень умело работал в стиле “а-ля Рафаэль”. Не удивительно, что через какое-то время он создал собственную Форнарину. Это уже другая девушка (настоящая Форнарина в это время была в монастыре).
Об этом читайте в статье “Форнарина Рафаэля. История одной любви и тайного брака”.
сайта “Дневник живописи. В каждой картине – история, судьба, тайна”.
» data-medium-file=»https://i1.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/08/image-31.jpeg?fit=595%2C765&ssl=1″ data-large-file=»https://i1.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/08/image-31.jpeg?fit=622%2C800&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-3484 size-full» title=»Форнарина Рафаэля. История любви и тайного брака» src=»https://i0.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/08/image-31.jpeg?resize=622%2C800″ alt=»Форнарина Рафаэля. История любви и тайного брака» width=»622″ height=»800″ sizes=»(max-width: 622px) 100vw, 622px» data-recalc-dims=»1″/>
Кстати, “Женщину за туалетом” долгое время рассматривали, как работу Рафаэля. Неизвестно, специально ли Джулио Романо выдал её за работу своего учителя. Либо это уже дело рук одного из её владельцев. Авторство Джулио Романо установлено лишь во второй половине 19 века.
В более поздние годы стиль Романо изменится. Он будет больше тяготеть к маньеризму и эксцентричным эротическим сюжетам. Рафаэлевского в его работах останется не так много.


Джулио Пиппи (Романо). Слева: Пятигрудая русалка. 1525 г. Королевская коллекция искусства, Лондон. Справа: Фреска “Повелитель рек”. Палаццо Те, Мантуя, Италия
Выдающийся французский художник 19 века Энгр был необычайно вдохновлён легендами о Рафаэле и Форнарине. Он написал несколько полотен с этой парой. Его знаменитая “Большая одалиска” также была написана под впечатлением от “Форнарины”.
Более подробно читайте о картине в статье “Почему Олимпия Эдуарда Мане была осмеяна его современниками”.
сайта “Дневник живописи: в каждой картине – история, судьба, тайна”.
» data-medium-file=»https://i1.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/05/image-14.jpeg?fit=595%2C331&ssl=1″ data-large-file=»https://i1.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/05/image-14.jpeg?fit=900%2C501&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-1875 size-full» title=»Форнарина Рафаэля. История любви и тайного брака» src=»https://i1.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/05/image-14.jpeg?resize=900%2C501″ alt=»Форнарина Рафаэля. История любви и тайного брака» width=»900″ height=»501″ sizes=»(max-width: 900px) 100vw, 900px» data-recalc-dims=»1″/>
А вот о том, позировала ли Маргарита Лути для самой знаменитой картины Рафаэля читайте в статье “Сикстинская Мадонна Рафаэля. Почему это шедевр?”
Также лицо Форнарины встречается на картине “Святая Цецилия”. Здесь она позировала для образа Марии Магдалины.
***
Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.
Английская версия статьи
Главная иллюстрация: Рафаэль. Форнарина. 1518-1519 гг. Палаццо Барберини, Рим, Италия.
Leave a Reply