» Арт » Фаюмские портреты в Пушкинском музее

Фаюмские портреты в Пушкинском музее

Фаюмские портреты в Пушкинском музее

Самые древние из сохранившихся картин на Земле. Фаюмские портреты. Все они были созданы в период I-III вв. нашей эры.

А сейчас их объединяет то, что хранятся они в Пушкинском музее в Москве. Когда-то, в конце XIX века их купил в лавке при Каирском музее учёный и коллекционер Владимир Голенищев. Он один из первых, кто понял всю уникальность этих работ.

Коллекция состоит из 22 портретов (в зале выставлены 16). Немало, учитывая, что осталось их в мире около 900 (сотрудник музея сказала, что вообще не более 300).

Прошу прощения за качество: есть блики. Снимала сама.

Но эта мини-галерея для того, чтобы в первую очередь составить представление о коллекции. Ведь не всегда есть возможность посетить музей.

Но если вдруг планируете в Пушкинский, очень рекомендую заглянуть в 6 зал (1 этаж).

Я разместила портреты от самых ранних до самых поздних. Ведь даже с таким количеством работ Вы сможете заметить одну важную закономерность. Об этом читайте в конце галереи.

I век

Фаюмские портреты в Пушкинском музее
Фаюмский портрет мужчины. Вторая половина I века нашей эры. Пушкинский музей, Москва.

Начало II века

 

Фаюмские портреты в Пушкинском музее
Фаюмский портрет юноши. Начало II века нашей эры. Пушкинский музей, Москва.
Фаюмские портреты в Пушкинском музее
Фаюмский портрет молодой женщины. Начало II века нашей эры. Пушкинский музей, Москва.
Фаюмские портреты в Пушкинском музее
Фаюмский портрет подростка. Начало II века нашей эры. Пушкинский музей, Москва.

II век (середина и вторая половина века)

 

Фаюмские портреты в Пушкинском музее
Фаюмский портрет мужчины. Первая половина II века. Пушкинский музей, Москва.
Фаюмские портреты в Пушкинском музее
Фаюмский портрет мужчины. Середина II века нашей эры. Пушкинский музей, Москва.

 

Фаюмские портреты в Пушкинском музее
Фаюмский портрет молодой женщины. Середина или 2 половина II века. Пушкинский музей, Москва
Фаюмские портреты в Пушкинском музее
Фаюмский портрет молодого мужчины. Конец ii века. Пушкинский музей, Москва.
Фаюмские портреты в Пушкинском музее
Фаюмский портрет мужчины и женщины. Вторая половина II века нашей эры. Пушкинский музей, Москва.

III век

 

Фаюмские портреты в Пушкинском музее
Фаюмский портрет женщины средних лет. III век нашей эры. Пушкинский музей, Москва.
Фаюмские портреты в Пушкинском музее
Фаюмский портрет молодой женщины. III век нашей эры. Пушкинский музей, Москва.

 

Обратите внимание, как меняется со временем техника. От реализма античных мастеров до схематичности и плоскостности. О причинах таких изменений и полного исчезновения фаюмской живописи как раз к началу IV века я писала в своей статье “Фаюмские портреты”.

А ещё посмотрите, что до середины II века нереалистично большие глаза встречаются реже, чем в конце этого столетия и в следующем, третьем.

Все-таки сначала художники были приезжие, из Римской империи. Поэтому тяготели к реализму.

Но затем постепенно усвоили египетскую традицию писать огромные глаза.

Именно эта традиция потом укоренилась и в христианской римской империи (с IV века). Такими они изображались потом и на иконах.