
Экспрессионизм: стиль живописи, его истоки и изобретатели
Содержание:
Я уверена, что у Леонардо да Винчи и Пикассо немало общего. И объединяет их… экспрессионизм. Сейчас я постараюсь Вам это доказать.
⠀⠀
Мы привыкли к тому, что художники XV—XIX веков — это мастера, у которых все в порядке с пропорциями тела.
Ведь в Эпоху Возрождения стремились к античным канонам. А значит к идеальной телесной красоте. А с XVII века — уже подражали художникам Возрождения. И идеалы оставались те же.
⠀⠀
На самом деле немало художников искажали форму. В лучших традициях экспрессионизма. Все для того, чтобы наделить своих героев особыми чертами.
⠀⠀
Так что стиль экспрессионизм намного старше, чем мы думаем. И его атом “Искажение формы” встречался задолго до XX века.
1. Леонардо да Винчи. Тайная вечеря (1498).

Посмотрите на фигуру Христа на фреске Леонардо «Тайная вечеря». Он сидит, но почти вровень… стоящим апостолам (особенно тем, что слева).
А теперь представьте, что он встает! Он тогда на голову их будешь выше.
Но ведь в реальности Христос таким не был.
Художник намеренно делает его высоким. Всем сразу понятно, кто здесь главный.
2. Пармиджанино. Мадонна с длинной шеей (1535).

У Мадонны не просто длинная шея. Она изогнутая. То же касается и пальцев святой. Очень нереалистично.
⠀⠀
Это приём маньеристов XVI века. Им казалось, что художники Ренессанса (тот же Леонардо) достигли потолка в совершенстве форм. И чтобы их превзойти, нужно установить новые, нереальные идеалы. И буквально тянуться к ним.
⠀⠀
Не просто красота, а сверх-красота. Не просто изящество — а его квинтэссенция.
3. Эль Греко. Снятие пятой печати (1614).

Если не знать Эль Греко и посмотреть на его героев, то точно подумаете — их изобразил экспрессионист XX века!
⠀⠀
Этот мастер позднего Возрождения сильно вытягивал фигуры и истончал кожу. Как будто хотел максимально стереть телесную оболочку героев и обнажить перед нами их души.
4. Ян Вермеер. Аллегория живописи (1668).

Посмотрите на фигуру девушки на картине «Аллегория живописи». Она… маленькая по сравнению с мастером. Если тот встанет, то окажется великаном по сравнению с ней!
Так Вермеер подчеркивал глубину небольшого пространства.
Просто представьте девушку выше на голову, и комната сразу станет слишком похожей на сцену или витрину.
5. Фрагонар. Качели (1767).

У дамы на картине Фрагонара «Качели» слишком миниатюрные и тонкие ступни. Таков был идеал эпохи рококо. Все должно быть максимально изящным. И припудренные носики, и женские туфельки.
И художники потакали модницам. Не важно, что длина стопы в реальности должна быть больше на треть. А носы никак не могут быть курносыми абсолютно у всех.
6. Энгр. Большая одалиска (1814).
Более подробно читайте о картине в статье “Почему Олимпия Эдуарда Мане была осмеяна его современниками”.
сайта “Дневник живописи: в каждой картине – история, судьба, тайна”.
» data-medium-file=»https://i1.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/05/image-14.jpeg?fit=595%2C331&ssl=1″ data-large-file=»https://i1.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/05/image-14.jpeg?fit=900%2C501&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-1875 size-full» title=»Экспрессионизм: стиль живописи, его истоки и изобретатели» src=»https://i1.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/05/image-14.jpeg?resize=900%2C501&ssl=1″ alt=»Экспрессионизм: стиль живописи, его истоки и изобретатели» width=»900″ height=»501″ sizes=»(max-width: 900px) 100vw, 900px» data-recalc-dims=»1″/>
Энгр шёл по стопам маньеристов. И для пущего изящества добавил своей одалиске пару лишних… позвонков. Спина стала нереально вытянутой.
С левой ногой тоже не все в порядке. В реальности ни одна женщина не смогла бы ее вот так изогнуть. Если Вы мысленно продлите её до бедра, то поймёте, что с таким положением она должна расти из… живота.
Зато как изящно.
7. Пикассо. Плачущая женщина (1937).

А в XX веке экспрессионизм ворвался в живопись безапелляционно. Для Пикассо пара лишних позвонков — это уже не серьезно.
Он тотально перекраивал человеческое тело! Все швы наружу, и вообще изнанкой. А почему нет. Не фотография же…
Так что экспрессионистами были и Леонардо, и Энгр. И уж тем более Эль Греко и маньеристы. Пикассо и подавно.
Только у Леонардо — совсем немного от этого стиля. А вот Пикассо — экспрессионист до мозга костей.
***
Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.
Leave a Reply