
Джеймс Тиссо. Два пути и одна трагедия
Когда я впервые увидела ранние и поздние работы Джеймса Тиссо (1836—1902), сильно удивилась. Я несколько раз проверила, на самом ли деле это работы одного и того же художника.
Тиссо — художник-хамелеон. Не такой, конечно, масштабный, как Пикассо, который за свою жизнь сменил множество стилей и направлений.
Тиссо мутировал лишь однажды. Но эта мутация была полномасштабной. Это то же самое, как если бы Клод Моне за одну ночь превратился в Мунка. Вчера — маковые поля, а наутро — перекореженные ужасом лица.
У человека должно кардинально перевернуться сознание, чтобы настолько по-другому начать писать…
Ранний Джеймс Тиссо
Джеймс Тиссо до сих пор славится своими красотками в элегантных нарядах, окруженными пышной природой и мелкими собачонками.

По его картинам можно изучать моду XIX века. Пышные юбки. Эффектные шляпки. Банты и рюши.
Его работы можно смело использовать как пособие для создания костюмов к сериалу, действие которого происходит в ту эпоху.

Но Тиссо не просто салонный художник. Он стремился идти в ногу со временем.
Вы обратили внимание, что его портрет в начале статьи написан Эдгаром Дега? Да, они одно время дружили. Правда потом поссорились.
Тиссо дружил и с другими импрессионистами. Он тесно общался и с Клодом Моне, и с Ренуаром. И поэтому нет ничего удивительного в том, что часть его работ — это впечатления.
Он тоже останавливает мгновение, когда его героини что-то шепчут соседке или подносят ножку к камину для обогрева.

А некоторые работы и вовсе похожи своими мотивами на картины коллег-импрессионистов.
У Тиссо есть работа «Подружка невесты». Она чем-то напоминает «Зонтики» Ренуара.

А свою жену он однажды изобразил с зонтиком под необычным углом обзора — снизу. У Клода Моне есть подобный портрет первой жены Камилы.

После подавления Красной Коммуны в Париже Тиссо уезжает в Англию. Он сочувствовал оппозиции, поэтому его могли за это привлечь.
В Англии его ждал оглушительный успех. Его умение показать красивую, наполненную хорошим вкусом жизнь буржуа приводила к нему массу клиентов.

Англичане до сих пор считают Тиссо своим художником. Гордятся им и любят его творчество. И даже размещают репродукции его работ на пачках знаменитой английской марки чая (очень популярной в России).
И вдруг… все это резко исчезает.
Живописная трансформация Тиссо
Нет-нет, художник не умирает.
В его жизни произошло событие, которое перечеркнуло все.
Несколько лет он ничего не пишет. А потом… появляются совсем другие работы.
Буквально вчера — кокетки в огромных шляпах. А сегодня — мальчик у колодца и его ангел-хранитель.

Вместо праздной жизни — библейские сюжеты. Вместо цветущих садов — каменистые равнины. Вместо пышных юбок — восточные, непривычные для англичан одеяния.
А главное — его работы несут совсем иные эмоции. Легкомыслие и радость сменились обволакивающей грустью и ощущением душевного надрыва.

Тут уж ясно: произошло что-то ужасное. Не может человек вот так просто переключиться с кокеток с их бесчисленными оборками и зонтиками на плачущего Христа.

Только человек, переживший сильнейшее горе, мог написать, как Христос смотрит на нас с креста.

Как ангелы прикасаются к Иисусу.

Трагедия в жизни Тиссо
За 10 лет до этих невероятных работ он без памяти влюбился. Очаровательная ирландка Кэтлин Ньютон ответила ему взаимностью.
Она была для него ангелом во плоти. Он, ни секунды не сомневаясь, променял свою холостяцкую разгульную жизнь на тихие семейные вечера. Она стала его главной музой и моделью.
Именно Кэтлин мы видим чаще всего на его открыточных картинах.

Но через 6 лет брака она… отравилась, не дав возможности супругу с ней попрощаться.
Кэтлин не было и 30.
Она не в силах была терпеть физические страдания, вызванные затяжным туберкулёзом.

Тиссо просидел у ее гроба 4 дня. Он страдал. Он не мог смириться с ее смертью. Живопись была заброшена, несмотря на оглушительный успех у публики.
Сначала его кидало в крайности: посещал модные тогда спиритические сеансы в надежде пообщаться с любимой. Он не мог вот так ее отпустить…

Но потом он уехал в Палестину. И начал писать там свой цикл работ на сюжеты из Ветхого и Нового Завета.
В его работах — та земля, по которой ходил Христос. Те люди, чьи предки жили рядом с Иисусом. В остальном — переживание своей беды через веру. В создании чего-то уникального и неповторимого…
Может, его жена и правда была ангелом? Без неё не было бы этих удивительных шедевров…

***
Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.
Главная иллюстрация: Эдгар Дега. Портрет Джеймса Тиссо. 1868. Музей Метрополитен, Нью-Йорк.
Leave a Reply