
Цвет в живописи. Фиолетовый
Наверняка Вы слышали, что импрессионисты боготворили Эдуарда Мане. Но они не просто восторгались им. Одна его фраза могла ввергнуть всех их в болезнь…
Однажды, незадолго до смерти, Эдуард Мане сказал:
«Цвет атмосферы – фиолетовый! Не пройдёт и трёх лет, как все будут работать фиолетовым».
Для нас в фиолетовом цвете нет ничего необычного. Но вот для живописи того времени слова Мане было каким-то абсурдом! Этот цвет использовали крайне редко. Почти никогда. Тем более фиолетовым не изображали атмосферу.
Конечно, более консервативные художники не стали его слушать. А вот импрессионисты были в восторге.
И вот мы видим фиолетовое небо и фиолетовые деревья у Клода Моне.

А ещё фиолетовые тучи у Писсарро.

Вообще, Писсарро особенно полюбил фиолетовый цвет. Один критик писал о нем: «Убедить Писсарро в том, что деревья не фиолетовые так же трудно, как убедить обитателя сумасшедшего дома в том, что он — не папа Римский».
В общем, все «здравомыслящие» критики решили, что импрессионисты больны фиолетоманией. Да, на полном серьезе выдвигалась версия о причинах из «болезни». Ведь они работали на пленэре (на открытом воздухе).
И от постоянного пребывания на ярком солнце у них якобы открывалась способность видеть фиолетовый цвет. Другие его не видят, а импрессионисты видят!
Но дело было в другом. Ведь озарение Эдуарда Мане подтверждало появившуюся тогда теорию дополнительных цветов.
У каждого основного цвета есть цвет дополнительный или противоположный. Он усиливает основной цвет, делая его ярче. А какой противоположный цвет у желтого, цвета солнечного света? Да, фиолетовый!
Поэтому у импрессионистов так много фиолетового на пасмурных пейзажах. Там, где нет солнца, находится место пурпуру…
Любовь к фиолетовому подхватил и Ван Гог. И его зимние, менее солнечные пейзажи также содержат немало этого цвета.

Согласитесь, на его картине фиолетового больше, чем белого и зеленого. Хотя работа называется «БЕЛЫЙ дом среди оливковых ДЕРЕВЬЕВ».
Но важно учесть, что не весь фиолетовый на этих картинах… выжил.
Импрессионисты так же, как и Ван Гог, использовали порой довольно дешевые краски.
Так, на своей знаменитой картине Винсент смешивал синюю и красную краску, чтобы получить фиолетовые ирисы. Но красный пигмент со временем выцвел. Поэтому Ирисы дошли до нас СИНИМИ!

Однако фиолетовый очень приглянулся следующему поколению художников. Экспрессионистам.

Ведь это был цвет нового времени. Новой атмосферы, в которой смело встречаются желтый и фиолетовый цвета. И усиливают друг друга. Это был конец старого НЕфиолетового искусства.
PS. Если помните, я уже упоминала, что в одном из заданий «Дневника Искусствоведа» есть задание: какой цвет художники всех времён и народов использовали чаще всего.
Думаю, Вы уже догадались, что это и НЕ фиолетовый. Несмотря на то, что в современном искусстве, начиная с импрессионистов, его стало больше.
Читайте также “Цвет в живописи. Зеленый”.
***
Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.
Онлайн-курсы по искусству
Архив статей
Leave a Reply