» Арт » Цвет в живописи. Фиолетовый

Цвет в живописи. Фиолетовый

Наверняка Вы слышали, что импрессионисты боготворили Эдуарда Мане. Но они не просто восторгались им. Одна его фраза могла ввергнуть всех их в болезнь…

Однажды, незадолго до смерти, Эдуард Мане сказал:

«Цвет атмосферы – фиолетовый! Не пройдёт и трёх лет, как все будут работать фиолетовым».

Для нас в фиолетовом цвете нет ничего необычного. Но вот для живописи того времени слова Мане было каким-то абсурдом! Этот цвет использовали крайне редко. Почти никогда. Тем более фиолетовым не изображали атмосферу.

Конечно, более консервативные художники не стали его слушать. А вот импрессионисты были в восторге.

И вот мы видим фиолетовое небо и фиолетовые деревья у Клода Моне.

Цвет в живописи. Фиолетовый
Клод Моне. Три дерева в пасмурную погоду. 1891. Частная коллекция. Wikiart.org.

А ещё фиолетовые тучи у Писсарро.

Цвет в живописи. Фиолетовый
Камиль Писсарро. Мост Буалдьё в Руане, эффект дождя. 1887. Кунстхалле. Wikimedia Commons.

Вообще, Писсарро особенно полюбил фиолетовый цвет. Один критик писал о нем: «Убедить Писсарро в том, что деревья не фиолетовые так же трудно, как убедить обитателя сумасшедшего дома в том, что он — не папа Римский».

В общем, все «здравомыслящие» критики решили, что импрессионисты больны фиолетоманией. Да, на полном серьезе выдвигалась версия о причинах из «болезни». Ведь они работали на пленэре (на открытом воздухе).

Цвет в живописи. Фиолетовый

И от постоянного пребывания на ярком солнце у них якобы открывалась способность видеть фиолетовый цвет. Другие его не видят, а импрессионисты видят!

Но дело было в другом. Ведь озарение Эдуарда Мане подтверждало появившуюся тогда теорию дополнительных цветов. 

У каждого основного цвета есть цвет дополнительный или противоположный. Он усиливает основной цвет, делая его ярче. А какой противоположный цвет у желтого, цвета солнечного света? Да, фиолетовый! 

Поэтому у импрессионистов так много фиолетового на пасмурных пейзажах. Там, где нет солнца, находится место пурпуру…

Любовь к фиолетовому подхватил и Ван Гог. И его зимние, менее солнечные пейзажи также содержат немало этого цвета.

Цвет в живописи. Фиолетовый
Винсент Ван Гог. Белый дом среди оливковых деревьев. Декабрь 1889. Частная коллекция. Фото из книги Мартина Бейли «Неизвестный Ван Гог» (Манн, Иванов и Фербер, 2020).

Согласитесь, на его картине фиолетового больше, чем белого и зеленого. Хотя работа называется «БЕЛЫЙ дом среди оливковых ДЕРЕВЬЕВ». 

Но важно учесть, что не весь фиолетовый на этих картинах… выжил.

Импрессионисты так же, как и Ван Гог, использовали порой довольно дешевые краски. 

Так, на своей знаменитой картине Винсент смешивал синюю и красную краску, чтобы получить фиолетовые ирисы. Но красный пигмент со временем выцвел. Поэтому Ирисы дошли до нас СИНИМИ!

Цвет в живописи. Фиолетовый
Винсент Ван Гог. Ирисы. 1889 г. Музей Гетти, Лос-Анджелес. Wikimedia Commons.

Однако фиолетовый очень приглянулся следующему поколению художников. Экспрессионистам. 

Цвет в живописи. Фиолетовый
Эрнст Кирхнер. Коровы на закате. 1919. Старая национальная галерея в Берлине. Wikiart.org.

Ведь это был цвет нового времени. Новой атмосферы, в которой смело встречаются желтый и фиолетовый цвета. И усиливают друг друга. Это был конец старого НЕфиолетового искусства.

PS. Если помните, я уже упоминала, что в одном из заданий «Дневника Искусствоведа» есть задание: какой цвет художники всех времён и народов использовали чаще всего. 

Думаю, Вы уже догадались, что это и НЕ фиолетовый. Несмотря на то, что в современном искусстве, начиная с импрессионистов, его стало больше.

Читайте также “Цвет в живописи. Зеленый”.

***

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Онлайн-курсы по искусству 

Архив статей