» Арт » «Цирк» Жоржа Сера

«Цирк» Жоржа Сера

Картина “Цирк” написана необычным способом. Не мазками, а очень мелкими точками. Так её создатель Жорж Сера хотел привнести в живопись науку. Он ориентировался на популярную в его время теорию о том, что рядом находящиеся чистые цвета смешиваются в глазу зрителя. Поэтому палитра уже не нужна.

О картине читайте в статье “7 шедевров постимпрессионистов в музее д’Орсе”.

сайта “Дневник живописи. В каждой картине – история, судьба, тайна”.

» data-medium-file=»https://i1.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/10/image-14.jpeg?fit=595%2C739&ssl=1″ data-large-file=»https://i1.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/10/image-14.jpeg?fit=900%2C1118&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-4225 size-full» title=»«Цирк» Жоржа Сера»Орсе, Париж» src=»https://i0.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/10/image-14.jpeg?resize=900%2C1118&ssl=1″ alt=»«Цирк» Жоржа Сера» width=»900″ height=»1118″ sizes=»(max-width: 900px) 100vw, 900px» data-recalc-dims=»1″/>

Жорж Сера. Цирк. 1890 г. Музей д’Орсе, Париж.

Картина «Цирк» очень необычна. Ведь она написана с помощью точек. К тому же Сера использовал всего 3 основных цвета и нескольких дополнительных цветов.

Дело в том, что Сера решил привнести в живопись науку. Он опирался на теорию оптического смешения. Она гласит, что размещенные рядом чистые цвета смешиваются уже в глазу зрителя. То есть их не нужно смешивать на палитре.

Такой способ живописи называется пуантилизм (от фр. слова пуант — точка).

Обратите внимание, что люди на картине «Цирк» скорее похожи на кукол.

Это не из-за того, что они изображены с помощью точек. Сера сознательно упрощал лица и фигуры. Так он создавал вневременные образы. Как это делали египтяне, изображая человека очень схематично.

Когда нужно было, Сера мог нарисовать человека вполне «живого». Даже точками.

«Цирк» Жоржа Сера
Жорж Сера. Пудрящаяся девушка. 1890. Галерея Курто, Лондон.

Сера умер в 32 года от дифтерии. Неожиданно. Он так и не успел завершить свой «Цирк».

Пуантилизм, который изобрел Сера, просуществовал недолго. Последователей у художника почти не было.

Разве что импрессионист Камиль Писсарро на несколько лет увлёкся пуантилизмом. Но потом вновь вернулся к импрессионизму.

«Цирк» Жоржа Сера
Камиль Писсарро. Крестьянка у зеркала. 1888. Музей д’Орсе, Париж.

Также последователем Сера считается Поль Синьяк. Хотя это не совсем так. Он брал лишь стилистику художника. Создавал картины с помощью точек (вернее мазков, похожих на крупные точки).

«Цирк» Жоржа Сера

Но! При этом использовал любые оттенки, а не 3 основных цвета, как Жорж Сера.

Основной принцип о смешении цветов он нарушал. То есть просто пользовался оригинальной эстетикой пуантилизма.

Что ж, получалось и правда очень красиво.

«Цирк» Жоржа Сера
Поль Синьяк. Сосна в Сен-Тропе. 1909. Пушкинский музей, Москва.

Жорж Сера был гением. Ведь он смог заглянуть в будущее! Его живописный метод удивительным образом воплотился через много лет в… телевизионной передаче изображения.

Именно разноцветные точки, пиксели, и составляют картинку не только телевизора, но и любого нашего гаджета.

Заглядывая в смартфон, теперь Вы, возможно, будете вспоминать Жоржа Сера и его «Цирк».

***