
«Цирк» Жоржа Сера
О картине читайте в статье “7 шедевров постимпрессионистов в музее д’Орсе”.
сайта “Дневник живописи. В каждой картине – история, судьба, тайна”.
» data-medium-file=»https://i1.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/10/image-14.jpeg?fit=595%2C739&ssl=1″ data-large-file=»https://i1.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/10/image-14.jpeg?fit=900%2C1118&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-4225 size-full» title=»«Цирк» Жоржа Сера»Орсе, Париж» src=»https://i0.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/10/image-14.jpeg?resize=900%2C1118&ssl=1″ alt=»«Цирк» Жоржа Сера» width=»900″ height=»1118″ sizes=»(max-width: 900px) 100vw, 900px» data-recalc-dims=»1″/>
Картина «Цирк» очень необычна. Ведь она написана с помощью точек. К тому же Сера использовал всего 3 основных цвета и нескольких дополнительных цветов.
Дело в том, что Сера решил привнести в живопись науку. Он опирался на теорию оптического смешения. Она гласит, что размещенные рядом чистые цвета смешиваются уже в глазу зрителя. То есть их не нужно смешивать на палитре.
Такой способ живописи называется пуантилизм (от фр. слова пуант — точка).
Обратите внимание, что люди на картине «Цирк» скорее похожи на кукол.
Это не из-за того, что они изображены с помощью точек. Сера сознательно упрощал лица и фигуры. Так он создавал вневременные образы. Как это делали египтяне, изображая человека очень схематично.
Когда нужно было, Сера мог нарисовать человека вполне «живого». Даже точками.

Сера умер в 32 года от дифтерии. Неожиданно. Он так и не успел завершить свой «Цирк».
Пуантилизм, который изобрел Сера, просуществовал недолго. Последователей у художника почти не было.
Разве что импрессионист Камиль Писсарро на несколько лет увлёкся пуантилизмом. Но потом вновь вернулся к импрессионизму.

Также последователем Сера считается Поль Синьяк. Хотя это не совсем так. Он брал лишь стилистику художника. Создавал картины с помощью точек (вернее мазков, похожих на крупные точки).
Но! При этом использовал любые оттенки, а не 3 основных цвета, как Жорж Сера.
Основной принцип о смешении цветов он нарушал. То есть просто пользовался оригинальной эстетикой пуантилизма.
Что ж, получалось и правда очень красиво.

Жорж Сера был гением. Ведь он смог заглянуть в будущее! Его живописный метод удивительным образом воплотился через много лет в… телевизионной передаче изображения.
Именно разноцветные точки, пиксели, и составляют картинку не только телевизора, но и любого нашего гаджета.
Заглядывая в смартфон, теперь Вы, возможно, будете вспоминать Жоржа Сера и его «Цирк».
***
Leave a Reply