» Арт » Что нужно знать художникам и коллекционерам о неимущественных правах

Что нужно знать художникам и коллекционерам о неимущественных правах

Что нужно знать художникам и коллекционерам о неимущественных правахАмелия Бранков и Алана Кушнир. Фотография Амелии, сделанная Лукасом Хоффелем. Фотография Аланы, сделанная Джастином Ридлером.


Юридическое декодирование: юристы по искусству Амелия Бранкова и Алана Кушнир о неимущественных правах

Произведения искусства могут вызвать юридические проблемы, о которых большинство художников и коллекционеров могут не знать или даже не понимать. Не существует универсального закона, регулирующего искусство, но есть аналогичные области права, которые применяются во многих юрисдикциях, например, моральные права, авторские права и договорное право. Многие из этих законов предназначены для защиты художников и их интеллектуальной собственности, но понимание их объема и применения также важно для коллекционеров, галеристов и коллекционеров. 

Мы поговорили с двумя арт-юристами — Амелией Бранков и Аланой Кушнир — с противоположных сторон земного шара, чтобы прояснить законы искусства. Амелия базируется в Соединенных Штатах, где ее фирма работает с галереями и коллекционерами, а также с художественными студиями, поместьями и фондами (и со всеми другими профессионалами в области искусства, от кураторов до консерваторов). Амелия помогает клиентам во всех юридических аспектах сделок с произведениями искусства, включая договоры купли-продажи, и представляет клиентов в спорах, касающихся прав на произведения искусства и наследия художников. Она является председателем подкомитета по интеллектуальной собственности

Алана живет в Австралии и является основателем и директором , юридическая и консультационная фирма в области искусства, которая предоставляет инновационные юридические решения для индустрии искусства. Она также является директором совета (ACCA) и главным исследователем галереи Serpentine Gallery, которая исследует возникающие правовые вопросы, связанные с искусством и технологиями, в том числе то, как закон может поддерживать и расширять возможности практиков в этих пересекающихся областях. 

И Амелия, и Алана назвали 5Pointz выдающимся примером в области неимущественных прав, поэтому мы будем использовать это постановление в качестве отправной точки для понимания некоторых тонкостей права в области искусства. 

Что нужно знать художникам и коллекционерам о неимущественных правахВид на 5Pointz, автор Ezmosis, через Wikimedia Commons


Постановление о пяти пунктах на сумму 6.75 миллиона долларов — переломный момент в праве на искусство

В феврале 2020 года апелляционный суд США оставил в силе решение о присуждении 6.75 миллиона долларов группе из 21 художника-граффити, чьи работы были уничтожены без их согласия, когда домовладелец и застройщик Джеральд Волкофф обелил здание. в Лонг-Айленд-Сити (LIC), Нью-Йорк. Это знаменательное решение создало новый прецедент для юридических споров в сфере культуры в США и пролило свет на сложный вопрос «неимущественных прав» в мире искусства. 

Промышленный комплекс 5Pointz принадлежал Волкоффу с 1970-х годов и включал в себя двенадцать несуществующих фабричных зданий, в одном из которых размещалось более 200 мастерских художников. Это место стало культурным центром для любителей городского искусства с 2002 года, что привело к увеличению туризма в LIC и способствовало укреплению репутации некогда песчаного района как многообещающего района искусств. Как и в случае с большинством районов искусств, последовала джентрификация, и в 5 году 2013Pointz был окончательно снесен, чтобы освободить место для высококлассных кондоминиумов. 

Важно отметить, что Волкофф, как сообщается, всегда намеревался разработать 5Pointz. До своих юридических проблем Волкофф даже считался чем-то вроде мецената, обменивая студийные помещения в своей собственности на произведения искусства и тем самым предоставляя начинающим художникам доступные помещения во все более недоступном районе метро. Кроме того, его решение разрешить художникам-граффити украшать здание было задумано как благонамеренный жест покровительства, позволяющий таким художникам работать, не опасаясь ареста, в относительной безопасности и среди восторженного и поддерживающего сообщества. 

Несмотря на общее мнение о том, что 5Pointz превратился в своего рода музей граффити под открытым небом (с собственным куратором, граффити-художником Джонатаном Коэном, также известным как Meres One), в 2013 году художники обратились с петицией к Комиссии по сохранению достопримечательностей Нью-Йорка, постановившей, что это место достопримечательность была отклонена, «потому что искусству было меньше 30 лет». () В том же году, после побелки, художники подали в суд на Волкова за нарушение их неимущественных прав. В 2017 году артисты выиграли дело в суде присяжных, а в 2018 году судья официально вынес Волкову штраф в размере 6.75 миллиона долларов. (Как уже упоминалось, Волкофф обжаловал это решение и проиграл в 2020 году.)

Согласно Artnet, «Судебный процесс был ключевым испытанием Закона о правах художников-визуалистов (VARA), который предоставляет художникам-визуалам определенные «моральные права» на их работу. Предыдущие дела VARA редко доходили до суда и вместо этого решались в частном порядке». () Таким образом, дело 5Pointz стало переломным моментом в истории прав художников.


Объяснение неимущественных прав и Закона о правах художников-художников (VARA)

Концепция неимущественных прав возникла во Франции (как сообщается, по указанию писателя Виктора Гюго) и основана на аргументе, что искусство коренным образом отличается от других продуктов, созданных человеком.

Как объясняет искусствовед Амелия Бранков, когда художники создают произведение искусства, «они вкладывают в свою работу свой дух или сущность». Как бы абстрактно это ни звучало, эта концепция уже более века лежит в основе художественного права.  

С юридической точки зрения, права художника были официально кодифицированы в 1886 году Бернской конвенцией. по охране литературных и художественных произведений. Бернская конвенция (названная в честь города своего происхождения, Берна, Швейцария) по сути заложила основу для закона об авторском праве в отношении произведений искусства и литературы и распространяется на страны, ратифицировавшие договор. В настоящее время договор подписали 179 стран (из 195). ()

Бернская конвенция претерпела ряд изменений и поправок на протяжении 20 века. но договор по существу защищает авторство и предоставляет авторам определенные исключительные права (право на воспроизведение, право на перевод и т. д.) до истечения определенного количества лет после смерти автора. В этом году количество лет различается в зависимости от юрисдикции — например, в Соединенных Штатах авторское право на художественные произведения обычно распространяется на 70 лет после смерти автора; то же самое с Австралией. (Чтобы просмотреть список продолжительности авторских прав для каждой страны, .)

Только в 1990 году Соединенные Штаты официально присоединились к Бернской конвенции и кодифицировали ограниченный набор неимущественных прав в Законе об авторском праве, который стал известен как Закон об авторском праве. (ВАРА). Неимущественные права в США состоят из двух отдельных прав: права авторства и права на неприкосновенность. 

Как объясняет Амелия, «право на указание авторства довольно прямолинейно и означает, что художник (т. е. автор произведения визуального искусства) имеет право на то, чтобы его имя было связано с произведением, созданным им самим. Это также предотвращает использование их имени для работы, которую они не создавали».

Право на неприкосновенность предусматривает, что «художник также имеет право не допускать использования своего имени в качестве автора произведения в случае искажения, увечья или иного изменения произведения, которое нанесло бы ущерб его или ее честь или репутация, — говорит Амелия. «Кроме того, художник имеет право предотвращать любое такое преднамеренное искажение, искажение или иное изменение его или ее произведения, которое могло бы нанести ущерб его или ее чести или репутации, а также предотвращать любое уничтожение произведения признанного авторитета». Именно эти последние слова — «признанный статус» — решили судьбу 5Pointz и Волкоффа. 

Граффити 5Pointz, возможно, стало точкой соприкосновения с культурой к моменту его разрушения (от рук Волкова). Таким образом, это считалось произведением «признанного авторитета». По словам председательствующего судьи (и первоначального жюри), не имело значения, что Волков всегда планировал снести 5Pointz за роскошные лофты — моральные права художников были нарушены, когда Волков уничтожил их работы без их согласия. 

Если это кажется немного запутанным, пристегнитесь. Амелия указывает на два других случая, когда один художник уничтожил работу другого художника и при этом заявил о своих художественных достоинствах, которые потенциально могут быть защищены как «добросовестное использование» основного произведения искусства. участвовал «кантри-вестерн-рэпер», дробовик и ругательство. участвовал бруклинский коллектив художников, известный как MSCHF, который разрезал принт Дэмиена Херста Spot и продал каждый ролик тому, кто больше заплатит, в конечном итоге получив тысячи долларов прибыли. Они назвали эту концептуальную художественную шутку «88 отверстий». (MSCHF недавно был для другого художественного трюка под названием «Обувь Сатаны».)

Юрист по искусству Алана Кушнир отмечает, что каждая юрисдикция по-своему интерпретирует формулировку этих законов. Возьмем, к примеру, право на неприкосновенность:

«В Австралии уничижительное отношение к произведению не обязательно означает физическое вмешательство в произведение. Он может включать любой контекст, который, по мнению художника, наносит ущерб его репутации. В США, я полагаю, интерпретация более узкая, а это означает, что работа должна быть физически изменена или повреждена, чтобы считаться уничижительным обращением».

Алана указывает на эти нюансы в разных юрисдикциях как на одну из причин, по которой художественное право такое сложное. В то время как законы зависят от национальных границ, арт-рынок является интернациональным явлением. Художник, работающий в одной стране, может выставить произведение искусства в галерее в другой стране, прежде чем в конечном итоге продать произведение (через указанную галерею) покупателю в еще одной стране. Эта трансграничная текучесть может сделать урегулирование споров об искусстве невероятно трудным. 

«Каждый раз, когда я имею дело с вопросом, который имеет международный аспект — а все юристы поступили бы так — мне приходится работать с механизмами этих разных юрисдикций», — объясняет Алана. «Также важно отметить, что большинство споров об искусстве на самом деле не доходит до суда. Подать иск в суд очень дорого, независимо от того, в какой точке мира вы находитесь, поэтому споры об искусстве часто решаются с помощью того, что мы называем «альтернативным разрешением споров». Посредничество или арбитраж, которые не обладают такими же полномочиями, как суд, тем не менее могут быть действительно эффективными в разрешении частного спора». 

С этой целью Алана выделяет Арбитражный суд по делам искусств, некоммерческую организацию, созданную в Нидерландах в 2018 году, чьи «цели заключаются в содействии арбитражу и посредничеству и другим законным средствам предотвращения, уменьшения и разрешения споров, возникающих в более широком художественном сообществе, сюда также входит все, что с ним связано или полезно для него, все в самом широком смысле этого слова». () 

Алана подчеркивает: «Что я заметила в своем исследовании в Serpentine Legal Lab, так это то, что многие проблемы, возникающие с точки зрения производства или сделок с искусством, не имеют границ. Искусство очень глобально по своему менталитету. Где бы ни находился художник или коллекционер, они могут столкнуться с теми же или подобными проблемами, что и художники и коллекционеры в других странах мира. Поэтому я думаю, что эти более альтернативные формы разрешения споров весьма интересны, и я верю, что они будут играть все большую роль и в будущем».

Что нужно знать художникам и коллекционерам о неимущественных правахФото на


Контракты, пункты и отказы от VARA

Даже после того, как художник продал произведение искусства, художник (или автор) по-прежнему обладает правами, изложенными выше. В случае продажи «титул» произведения переходит к его покупателю, а авторские и неимущественные права — нет — они остаются за художником. 

«Большинство американцев считают, что, купив что-то, вы сможете делать с этим все, что захотите, — говорит Амелия. «Но на самом деле это неправда. И большинство людей этого не осознают». 

Большинство счетов-фактур галерей содержат пункт, содержащий именно эту фразу: «право собственности переходит; авторские права остаются за художником». Договор купли-продажи может стать еще более подробным в отношении условий продажи и ограничений продавца в отношении покупателя. 

«В последнее время было много разговоров о том, что коллекционеры должны взять на себя обязательство удерживать произведение искусства в течение определенного периода времени и, если они решат перепродать, согласиться сначала предложить его галерее, где они его приобрели», — объясняет Алана. «Таким образом, контракты и соглашения о покупке на самом деле являются творческим способом защиты прав артиста. Однако здесь, в Австралии (и в других юрисдикциях, таких как Великобритания), существует защита прав потребителей и договорные принципы, которые могут предотвратить слишком ограничительный характер договора для покупателя. Следовательно, если контракт должен был стать предметом спора и в конечном итоге оказаться в суде, такого рода «ограничительная оговорка» не обязательно будет действовать».

В конечном счете, Алана советует, что «каждый должен иметь возможность прочитать контракт и понять, что в нем написано. Если вы этого не понимаете, это уже тревожный сигнал, и вам следует подумать о том, чтобы получить юридическую консультацию, чтобы убедиться, что вы заключаете договор с широко открытыми глазами».

Даже если в некоторых частях мира искусства все еще действуют «сделки рукопожатия», рекомендуется иметь письменный контракт для каждой сделки.

«Рукопожатие, безусловно, делает мир искусства более интересным, — говорит Алана, — но наличие контракта — очень полезный инструмент. При этом подписание контракта не является «всем и концом всего» — вы не можете просто вписать в контракт все, что хотите, и ожидать, что это будет подтверждено в суде».

Тем не менее, как говорится, хорошие заборы делают хороших соседей. После дела 5Pointz застройщики и арендодатели, которые, возможно, присматривались к инсталляции или заказывали крупную работу, неудивительно, что боялись работать с художниками, опасаясь, что их также оштрафуют на несколько миллионов долларов где-нибудь в будущем. Однако Амелия указывает, что такие стороны могут запросить от художника — по сути, договор об отказе (или ограничении) прав художника. 

Просто чтобы показать, как далеко продвинулся мир искусства за последние годы, обратите внимание на это заявление в резюме «Отказ от неимущественных прав на визуальные произведения» Бюро авторских прав Библиотеки Конгресса от 1996 года: «Отказ от VARA редок, потому что письменные контракты на сделки с произведениями искусства редки». () Поскольку мир искусства продолжает развиваться и расширяться — наряду с ускоряющейся оцифровкой культурного ландшафта — все более вероятно, что дни «рукопожатий» сочтены. И это хорошо. 

Моральные права, VARA, контракты и другие юридические структуры предназначены для защиты артистов, часто наиболее уязвимых в любой сделке. Но они могут (и защищают) обе стороны стола, так сказать. Поскольку правовые положения все чаще принимаются миром искусства в качестве отраслевых стандартов, мы надеемся, что будет меньше споров, меньше озлобленности и больше профессионализма в области в целом, но только если все стороны будут знать и понимать свои права.

 

Хотите больше профессиональных идей, подобных этим? Информационный бюллетень Artwork Archive помогает художникам и коллекционерам ориентироваться в сложностях мира искусства.