
Бульвар Капуцинок Моне. Необычные факты о картине
Содержание:
“Бульвар Капуцинок” Моне по праву может называться золотым эталоном импрессионизма. При её создании художник использовал все возможные приемы и техники этого стиля. На ней главное действующее “лицо” – свет. Никаких чётких линий, никаких деталей. Лишь игра света и тени. Только впечатление от увиденного. Как будто вы бросили случайный, быстрый взгляд из окна.
Более подробно о картине читайте в статье “Бульвар Капуцинок Моне. Необычные факты о картине”.
сайта “Дневник живописи: в каждой картине – история, судьба, тайна”.
» data-medium-file=»https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/06/image-22.jpeg?fit=595%2C446&ssl=1″ data-large-file=»https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/06/image-22.jpeg?fit=900%2C674&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-2607″ title=»Бульвар Капуцинок Моне. Необычные факты о картине» src=»https://i1.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/06/image-22.jpeg?resize=900%2C675″ alt=»Бульвар Капуцинок Моне. Необычные факты о картине» width=»900″ height=»675″ sizes=»(max-width: 900px) 100vw, 900px» data-recalc-dims=»1″/>
Если вы любите импрессионизм, по возможности хотя бы раз постойте перед картиной “Бульвар Капуцинок” (1873) Клода Моне. Для вас это будет своего рода паломничество. Потому что более импрессионисткой картины трудно представить.
К тому же у картины интересная история создания. Она прошла путь от эпитета “мазня” до всемирного шедевра. Да и сам бульвар Капуцинок – одна из самых легендарных улиц Парижа.
Теперь обо всем по порядку.
1. Картина, как золотой эталон импрессионизма
Никогда ещё неуловимость, быстротечность, мгновенность движения не были так верно переданы, как на необыкновенной картине “Бульвар Капуцинок”. Эрнест Шено.
Картина “Бульвар Капуцинок” вмещает в себя все возможные техники и приемы импрессионизма. Многие импрессионисты использовали лишь часть техник, пренебрегая остальными. Например, Эдгар Дега стремился запечатлеть сиюминутное. Но терпеть не мог работать на пленэре (на открытом воздухе), как того требовали каноны импрессионизма.
Даже у Клода Моне далеко не все работы соответствуют всем этим канонам. Зато “Бульвар Капуцинок” поистине можно назвать эталоном импрессионизма. И вот почему.
Для импрессионистов главным героем картин является свет. Им было важно передать, как от света вибрирует воздух. Как свет меняет цвета предметов. Как свет контрастирует с тенью.
Все эти эффекты есть на картине “Бульвар Капуцинок”. Свет раскрашивает платаны. Свет и тень гармонично соседствуют. И мы словно чувствуем запах зимнего прогретого солнцем воздуха.
Импрессионисты стремились запечатлеть то, что видят. Поэтому композиция отходила на второй план. На картине никакой композиции. Только удачный угол зрения. Из окна верхнего этажа. Картина – это выхваченный из действительности кадр бурлящей Парижской жизни.
Импрессионистам важно было изобразить сиюминутный момент жизни. Поэтому они работали быстро, игнорируя детали. На “Бульваре Капуцинок” детали как раз не прорисованы. Люди изображены в виде разноцветных мазков. Картину нужно рассматривать с расстояния, чтобы понять, что на ней изображено.
Импрессионисты увлекались фотографией. Особенности моментального фотоснимка использовал и Моне. Справа на балконе виднеются головы и цилиндры двух мужчин. Их изображения срезаны. Как будто они просто не влезли в кадр.
2. Картина была слишком революционной для публики
Картина была выставлена на первой выставке импрессионистов в 1874 г. Публика и критики совершенно не поняли картину. Один критик говорил, что видимо ему придётся смотреть картину из окна соседнего дома. Ведь вблизи он ровным счётом ничего не разберёт.
Ещё никогда людей не изображали на картине так “пренебрежительно”. В виде разноцветных мазков. У посетителей выставки это просто не могло уложиться в голове. Они искренне спрашивали у художника, что это за тёмные пятнышки внизу картины. И неужели они так ужасно выглядят, когда идут по бульвару.
Это были самые приличные высказывания по отношению к картине. С полос газет же в ее адрес летели эпитеты “мазня”, “обойные наброски” и прочее. Большинству обывателей того времени она категорически не нравилась.
Прошло всего 34 года с появления первой в мире фотографии. В умах людей картины ещё заменяли фотографии. Чем реалистичнее изображен человек, тем лучше. А здесь такое! Человек изображен в виде одного-двух мазков!
Кстати, в виде мазков людей решилась изобразить и Берта Моризо. Видимо её вдохновила именно эта работа Клода Моне. Спустя 2 года она пишет картину “Вид на набережную на острове Уайт”.
Об этом читайте в статье “Берта Моризо: жертва предрассудков или хозяйка своей судьбы?”
сайта “Дневник живописи: в каждой картине – история, судьба, тайна”.
» data-medium-file=»https://i1.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/05/image-21.jpeg?fit=595%2C474&ssl=1″ data-large-file=»https://i1.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/05/image-21.jpeg?fit=900%2C716&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-1797 size-large» title=»Бульвар Капуцинок Моне. Необычные факты о картине» src=»https://i1.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/05/image-21-960×764.jpeg?resize=900%2C716&ssl=1″ alt=»Бульвар Капуцинок Моне. Необычные факты о картине» width=»900″ height=»716″ sizes=»(max-width: 900px) 100vw, 900px» data-recalc-dims=»1″/>
Девочка на переднем плане изображена буквально несколькими мазками. Это лишь впечатление от девочки, а не её реальное изображение. Недаром Берту Моризо считают одним из главных представителей импрессионистов. Наряду с Клодом Моне.
3. На картине изображен легендарный бульвар
Бульвар Капуцинок – культовое место. Каждый дом здесь наполнен Парижской историей. Сама картина была написана из окна дома номер 35. Это была студия фотографа Надара.
Надару очень понравилась написанная Клодом Моне картина. Поэтому он помог организовать в своей студии легендарную выставку импрессионистов в 1874 году. Именно на ней был выставлен “Бульвар Капуцинок”. Так же, как и не менее знаменитая картина “Впечатление. Восход солнца”, от которой и пошло название “импрессионизм”.
На бульваре Капуцинок был проведён первый в мире киносеанс. Братья Люмьер показали зрителям 10 одноминутных фильмов. В том числе первую комедию “Политый поливальщик”. Это распространённое заблуждение, что первым фильмом был “Приближение поезда”. К моменту показа “Поезда” зрители уже знали, что такое кино.
Кстати, в фильме “Человек с бульвара Капуцинов” есть эпизод, где показывают первое кино. Это как раз “Политый поливальщик”. С названием же самого фильма его создатели просчитались. Капуцинками назывались монашек, чей монастырь стоял на бульваре. Поэтому правильно называть “Бульвар Капуцинок”.
4. За два года до написания картины Бульвар Капуцинок выглядел по-другому.
В это трудно поверить, но за два года до написания картины платанов на бульваре не было! Вернее они когда-то были. Но были все срублены … на дрова.
В 1871 году Париж был погружён в кровавый мрак. Парижская коммуна за 72 дня унесла жизни 20 000 парижан. На улицах была настоящая резня. Люди голодали, ели крыс и собак.
Париж оправился от этого ужаса очень быстро. И даже вновь высадили платаны на бульварах. Сам Моне во время Парижской коммуны уезжал из города в Англию. Там он время зря не терял. И создал несколько великолепных картин с видами Лондона.
5. Существует ещё один “Бульвар Капуцинок” Моне
Более подробно об этом читайте в статье “Бульвар Капуцинок Моне. Необычные факты о картине”.
Перейти на главную картину сайта “Дневник живописи. В каждой картине – история, судьба, тайна”.
» data-medium-file=»https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/06/image-24.jpeg?fit=595%2C802&ssl=1″ data-large-file=»https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/06/image-24.jpeg?fit=760%2C1024&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-2613″ title=»Бульвар Капуцинок Моне. Необычные факты о картине» src=»https://i0.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/06/image-24-595×802.jpeg?resize=480%2C647&ssl=1″ alt=»Бульвар Капуцинок Моне. Необычные факты о картине» width=»480″ height=»647″ sizes=»(max-width: 480px) 100vw, 480px» data-recalc-dims=»1″/>
Вторая картина “Бульвар Капуцинок” написана после “Пушкинского” варианта. На картине бульвар изображен уже в пасмурную погоду. Мостовая мокрая от дождя. Даже влажность воздуха волшебным образом передана художником.
На этой картине особенно заметен ещё один эффект фотографии. Часть фигур размыта. Как будто они находились во время съёмки в движении. Эту особенность фотоснимков импрессионисты также часто использовали в своих работах.
Создание серий со стогами сена и кафедральным собором еще впереди. Но уже Моне не удержался, чтобы не запечатлеть одно и то же место при разных погодных условиях.
Через 20 лет он уже не ограничится двумя картинами. Один и тот же вид он будет рисовать десятки раз. И это станет ещё одной особенностью импрессионизма.
Об ещё одной знаменитой картине Клода Моне читайте в статье “Завтрак на траве” Клода Моне. Как зарождался импрессионизм”.
***
Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.
Главная иллюстрация: Клод Моне. Бульвар Капуцинок в Париже. 1873. ГМИИ им. А.С. Пушкина (Галерея искусства Европы и Америки XIX-XX вв.), Москва.
Leave a Reply