
Аркадские пастухи. Самая загадочная картина Пуссена
Содержание:
Картина Никола Пуссена (1594-1665 гг.) «Аркадские пастухи» сама по себе вряд ли привлечёт Ваше внимание в Лувре. Если только Вы не обожаете самого Пуссена.
Но если знать сюжет этой картины, то она становится чуть ли не самой любопытной во всей мировой живописи.
Итак, что же мы видим на картине?
Судя по названию, перед нами три пастуха и ещё одна дама, смысл присутствия которой не очень ясен.
Дело явно происходит в Древней Греции, судя по хитонам, венкам и сандалиям.
И даже место действия известно. Некая Аркадия, весьма приятная на вид: кудрявые деревья, скалы, высокое синее небо.
Пастухи обнаружили старое надгробие, на котором силятся прочитать неведомую фразу. И вот тут начинается самое интересное.
Фраза «Et in Arcadia Ego» переводится как «И я был в Аркадии».
Аркадия, как ключ к разгадке
Чтобы понять ее смысл, важно разобраться, чем же так славится Аркадия.
Аркадия – это реальное место, которое находится в Центральной Греции. В античные времена здесь было распространено исключительно скотоводство. И пастушество было самой главной профессией.
Пастухи вели размеренный образ жизни и пребывали в согласии с природой. И постепенно сложился райский образ Аркадии, места, где человек и природа гармонично сосуществует.
И вот теперь смысл загадочной фразы проступает гораздо отчетливее.
Умерший как бы обращается к живым – наша жизнь скоротечна, все мы бренны. И даже в таком райском месте, как Аркадия, всех нас ждет смерть.
Откуда взялась история про аркадских пастухов
И вот что самое удивительное. Такого сюжета Вы не найдёте ни у одного античного автора. Разве что Аркадия существовала и в их времена.
Впервые этот сюжет мы видим у современника Пуссена, Гверчино. Тлеющим черепом крупным планом он недвусмысленно говорит нам о том же. Что смерть есть даже в Аркадии.

А уж где Гверчино взял эту фразу и сюжет, остаётся загадкой. С Пуссеном они об этом не успели переговорить. Гверчино покинул Рим за год до того, как туда прибыл французский художник.
Ранняя версия «Аркадских пастухов»
Пуссена так заворожила картина «Et in Arcadia Ego», что он написал свою версию. Тоже с черепом.

А через 20 лет написал ещё одну версию. Которая и стала самой знаменитой.
Она написана в очень узнаваемом стиле классицизма. Когда все подчинено четким канонам. Идеализация во всем. Поджарые и миловидные пастухи. Традиционная трёхцветка: красный-синий-желтый. Герои стоят почти в ряд, чтобы каждого из них мы могли разглядеть. Идеализированный пейзаж.
Череп Пуссен убрал. Вместе с ним избавившись от эмоциональности барокко. И сделал сюжет более романтичным и пасторальным.
Изменилась и пастушка. Если в первой авторской версии это была легкомысленная особа, спокойно оголившая свою грудь.
То в более поздней версии это уже статная дама. Обратите внимание, что она слишком белокожа, чтобы быть пастушкой. А ещё она меньше всех удивлена находке.
Она положила руку на плечо молодому пастуху, как бы успокаивает, что мол ничего не поделать, такова жизнь.

Скорее всего, Пуссен превратил пастушку в аллегорию мудрости.
Что вполне в духе художника. Аллегории, появившиеся в Эпоху Возрождения, после Пуссена и вовсе наводнили картины.
Девушки, изображающие Славу, Милосердие, Веру и прочее, заняли серьёзные позиции в живописи XVII-XVIII веков.
Крылатая фраза «И я был в Аркадии»
Теперь фраза «И я был в Аркадии» или «И я в Аркадии родился» ассоциируется у нас исключительно с работой Пуссена.
Эта крылатая фраза была очень популярна в последующие столетия. Не раз встречается у поэтов.
Но по какой-то необъяснимой причине обходилась стороной живописцами.
Картина Пуссена так и осталась чуть ли не единственным полотном на этот сюжет в истории живописи (не считая ранней работы самого Пуссена и картины Гверчино).
Если Вы знаете картины на этот же сюжет, пожалуйста, напишите мне в комментариях.
***
Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.
Leave a Reply